Май 2010

 

Апрель здесь

 

01.05.2010

Ни свет, ни заря позвонил Егорыч, поздравил меня с праздником и сообщил, что везти его не надо, он сам завтра доедет на своей «шестёрке», которая у него в Саратовской стоит. Ну, не надо, так не надо. Джип, тем не менее, чинить придётся.

Собрал инструмент и пошёл менять бензонасос в джипе. Кроме насоса, в машине накопилась куча мелких поломок, которые нужно устранить.

На всякий случай проверил насос ещё раз: не работает. Тогда полез под машину и проверил последнее соединение в цепи от насоса до аккумулятора – разъём возле бензобака. Передёрнул его и насос заработал, причём весьма шустро. Я уже по звуку насоса насобачился определять, в каком он состоянии и настроении.

Раз насос заработал, менять его не нужно. Взялся за другие поломки. Самая неприятная поломка (после обрыва проводов в двери) это отказ замка 5-й двери. Перестала она открываться. Главная же проблема была в том, что дверь эту всё же нужно было открыть, чтобы снять испорченный замок. Долго я вокруг него прыгал, поснимал всё, что снималось и, наконец, открыл дверь. Вывинтил замок, его ручку (довольно сложной конструкции) и стал выяснять, что же там сломалось. Замок оказался забит пылью и его части практически не двигались. Почистил его, смазал и он заработал. Сложнее оказалось восстановить работоспособность личинки замка. С ней я провозился часа полтора, пока она не ожила. Собрал всё это хозяйство, установил на место – работает. Затем снял электромотор заднего стеклоочистителя. С ним та же песня: перестал работать из-за пыли. Разобрать его не получилось и я, залив маслом его ось, оставил в сарае отмокать. Авось откиснет. Обивку задней двери не стал устанавливать на место, поскольку надеюсь на восстановление стеклоочистителя. Из-за этого по нижней кромке двери образовалась щель в палец шириной, через которую будет тянуть пыль. Если к завтрашнему дню моторчик очистителя не заработает, то соберу дверь без него. Проковырялся с ремонтом до начала четвёртого. В ГК сегодня не поеду.

Появились комары, но в вагончик пока не залетают.

Некоторые побеги винограда за пару недель выросли так, как не вырастали за всё прошлое лето. Надеюсь, что когда земля хорошо прогреется, расти виноград будет совсем хорошо. В этом году должен быть небольшой урожай на кустах под шпалерой.

Перекушенная мельба так и не оживает: ствол живой, а почки не просыпаются. Нужно было её выкопать и посадить на её место новый саженец того же сорта. Груши все в листьях и мелкие гусеницы не успевают их есть. Йошта растёт так, будто уже сто лет на этом месте растёт. Ягод, правда, в этом году с неё не получить.

Курдюмов считает, что все 100% персиковых деревьев на Кубани поражены трутовой гнилью и что именно по этой причине посадки персика гибнут в молодом возрасте. Трутовник проникает в дерево через порезы при прививке и обрезке. Если есть сорта персика, которые можно вырастить из косточки без потери потребительских качеств, то тогда нужно размножать персик сеянцами, а формировать крону не за счёт обрезки, а за счёт изгибов веток (необрезная формировка). Непонятно, получится ли, но попробовать стоит.

 

02.05.2010

Утром установил обивку пятой двери в джипе, поскольку снятый стеклоочиститель работать не захотел. Поехал в ГК, где купил еду себе и собакам. Хотел купить саженец мельбы, но продавцов нет. В автомагазине купил резиновую заглушку и закрыл ею отверстие из-под оси стеклоочистителя. Вид такой, как будто так всю жизнь и было. Заехал в собачий магазин и в их садовом отделе купил 3 литра экстракта конского навоза и 2 литра гумата калия из торфа.

Вернувшись на ферму, приготовил рабочий раствор из ЭМ-препарата в двух 200 литровых бочках. В каждую бочку влил по 200 грамм ЭМ-препарата, по литру экстракта навоза и по 0,5 литра гумата калия. Экстракт навоза влил вместо патоки, которой здесь в продаже я не встречал. Этот экстракт послужит активатором микробов и даст им пищу, чтобы продержаться пару дней, пока они полностью не оживут и не освоятся на новом месте. Гумат калия добавил для улучшения состава почвы. Вода, к сожалению, холодная и по этой причине пришлось дать микробам пятикратный запас пищи. Через 4 часа полью раствором саженцы фруктовых растений.

На ферме всё спокойно. Зажжённые в печке с вечера два толстых полена тлели всю ночь и утро, поддерживая в вагончике температуру +22-24С.

Взялся предварительно поливать водой садовые саженцы и когда закончил с этой работой, выяснилось, что уже половина пятого вечера. Поливать по второму кругу, на этот раз ЭМ-препаратом, как-то не захотелось. Завтра полью.

Сливы, погрызенные собаками, выжили, так же как и одна колонновидная яблонька, от которой остался пенёк 10 см высотой. Сейчас из него торчит пучок листьев.

 

03.05.2010

Уже половина одиннадцатого утра, а Грея с Алиской всё нет. Обычно они к этому времени валяются на утреннем солнышке в технической зоне, а Герда на них порыкивает. Что-то неспокойно на душе.

Через час надо ехать домой к Егорычу и отвозить его в больницу. Он сегодня хотел сам привезти дедка из ГК к себе в дом на своей кривой шестёрке и потом вернуться обратно в больницу со мной.

Утром выкосил до первой шпалеры траву перед вагончиком: растёт, как на дрожжах.

Если собаки не придут до той поры, как я отвезу Егорыча, то поеду их искать. В голове крутятся всякого рода проклятья на головы здешних живодёров, но стараюсь гнать эти мысли: желать зла нельзя. С другой стороны, на этих людей злиться и обижаться бессмысленно, поскольку человек со здоровой психикой на такую работу не пойдёт. А на больных, как известно, не обижаются. Их жалеют.

После обеда, когда вода в бочках немного согреется, полью ЭМ-препаратом саженцы. Дует довольно холодный восточный ветер, но в ветровой тени тепло.

Завтра должна придти бандероль с семенами голубой кукурузы и дыни, которые выращивают американские индейцы из резервации Химес Пуэбло в штате Нью-Мексико. Это подарок от Стасиковой знакомой, которая недавно вернулась из Штатов. Не совсем понятно только, как курьер DHL меня найдёт. Завтра утром заеду на почту и предупрежу почтовых работников, чтобы получили бандероль за меня.

В районе половины двенадцатого заехал ко мне Егорыч с дедком по дороге к себе в урочище: Егорыч сказал, что у него телефон не работает. Только он уехал, как появилась Алиска, а за ней и Грей. Я так обрадовался, что не стал их ругать. Зато Герда, как только я отпустил её с цепи, устроила Грею основательную взбучку, что называется «не отходя от кассы». Я даже сперва не понял, что это с ней случилось, но потом дошло. Она у меня за собачьего старшину – блюдёт дисциплину. Перенервничал я из-за собак прилично.

К 12 поехал к Егорычу и забрал его. Дедок тоже уехал: объём предполагаемых работ его напугал.

Отвёз к больнице Егорыча, там же высадил и дедка, потом поехал на почту и далее в м-н Юность. На почте удивились вопросу о DHL и сказали, что договора между ними нет, так что они не знают, как те будут меня искать и передавать посылку. В магазине взял несколько пакетов молока, себе пару плюшек с маком и сок, после чего вернулся на ферму.

Взялся поливать рабочим раствором ЭМки плодовые саженцы. Провозился до 18 часов и истратил почти полностью обе бочки. Нужно будет ещё одну бочку рабочего раствора приготовить. Сейчас под мульчой холодно, процесс ферментации не происходит. Надеюсь, что сегодняшний полив его запустит. Виноградные побеги с большой силой вылезают из-под земли, разваливая и поднимая комья твёрдой глины.

В середине дня отправил немцам запрос о номере отгрузочной накладной на украинский заказ. Ответа пока нет.

Весь день дует сильный восточный ветер, который иногда раскачивает вагончик. Ветряки непрерывно крутятся. Весь день работали мощные потребители электроэнергии (утром газонокосилка, с обеда водяной насос), а аккумуляторы не разрядились.

Персики мои больны курчавостью листьев. Поудалял больные листья, но, думаю, этого будет недостаточно. Нужно попробовать опрыскать эти саженцы раствором ЭМ-препарата 1:100. Болезнь вызывается грибом и есть шанс, что ЭМка его подавит. Но не факт. Рекомендуют больные растения осенью опрыскать бордосской жидкостью.

 

04.05.2010

Ночью печка погасла и к утру температура в вагончике опустилась до +13С. Я сдвинул занавески на окнах и лучи утреннего солнца быстро прогрели помещение. Алиска с Греем опять припоздали к завтраку, но ненамного и Герда их простила.

Первым делом докосил пятак рядом с загоном Гансика, потом полил оставшейся ЭМкой промышленный виноградник. Вишня Шпанка, похоже, завяла. Листья скукожились и вид у неё практически дохлый. Даже гусеницы её не едят. Может, место посадки виновато? Это уже 4-я попытка что-то посадить на этом месте и ни один саженец не прижился. Причём земля там хорошая. В двух случаях виноваты собаки, а в двух – то ли саженцы неудачные, то ли место плохое. И саженец яблони, из самых первых, недели полторы назад как-то резко скис и непонятно, то ли засох, то ли очухается ещё. Без всякой видимой причины засох: все остальные яблоньки (его ровесницы) цветут и выглядят вполне бодро.

С покосом и поливом провозился бОльшую часть дня, потом позвонил Илья и предложил мне мелкий приработок. Я прикинул свои возможности и согласился. В районе 16 часов встретился с его человеком по этому вопросу на углу Калужской трассы и М4. Туда же спустя 5 минут подъехал курьер из DHL и передал мне конверт с семенами от американских индейцев. С грамотой у них не очень: слово Santa пишут через «Си». Завтра расчищу место под посадку и посажу часть семян.

Илья получил сегодня мешок микопланта, который ехал из Германии в Москву ровно 2 месяца. На днях пойдёт выдёргивать с таможни последний мешок.

Немцы прислали номер отгрузочной накладной от поставки на Украину. Их новая менеджерша не сочла нужным прислать этот номер без моего запроса. Ничего, постепенно обучится.

 

05.05.2010

Утром хотел прокосить пару рядов для посадки индейских тыкв и голубой кукурузы (это кукуруза голубая, а не те, кто её сеет), но не смог запустить электрическую газонокосилку. Она не пожелала крутиться. Попробовал повернуть резак рукой – поворачивается с сопротивлением. Я решил, что косилка забилась внутри травой и стал разбирать её. Когда вынул из корпуса электромотор и разобрал его, то выяснилось, что подклинивает один из подшипников ротора. Новость грустная, но я вовремя вспомнил, что сдохший подшипник похож по размеру на подшипник из ролика натяжения основного ремня в моторе джипа. Такой у меня в запасе был. Сравнил эти подшипники: один в один. Стянул съёмником испортившийся подшипник с оси и положил ротор в холодильник, а новый подшипник нагрел на сковородке градусов до ста. Потом с помощью обуха топора напрессовал новый подшипник на охлаждённую ось ротора. Собрал газонокосилку – работает, как новая.

Сегодня у Егорыча закончился запас Николинской воды и я решил сгонять в город, забросить ему очередные 10 литров. Договорился с водяными ребятами, встретился с ними и отвёз воду в больницу. Егорыча не застал: он где-то шастает, прямо с торчащими из пуза дренажными трубками. Оставил ему воду и поехал в магазин за стандартным набором еды для собак. На обратном пути заправил джип и вернулся на ферму.

Начал косить территорию промышленного виноградника и выкосил её почти всю за 4,5 часа. Когда оставалось пройти ещё 1 ряд, МАП отрубил аккумуляторы из-за разряда. Я к тому времени уже порядком притомился таскать газонокосилку по кочкам и склону и был рад передышке. Посадить сегодня ничего не успел.

К ночи решил, что семена тыкв, дынь и кукурузы нужно поставить пока на проращивание, а потом посадить в кассеты. Пока рассада подрастёт, я успею подготовить участок для посадки. Нарезал бинт, положил его в тарелки, намочил и разложил по нему семена. Посмотрим, что получится.

 

06.05.2010

Как говаривали наши верующие предки: «Человек предполагает, а Бог располагает». Предполагал я расчистить полосу для рассады, но сперва занялся сбором скошенной ранее травы и мульчированием ею яблонь. Собрал, замульчировал; надо мульчу полить, чтобы процесс её ферментации шёл хорошо. Полил мульчу и часть винограда, с той стороны, где в прошлый раз не полил. И тут закончилась вода в напорном баке: весь привезённый куб воды быстро ушёл на полив. «В нашем деле без воды и ни туды, и не сюды», - как пелось в песне водовоза в очень далёкие времена. Надо ехать, но прицеп перекосился от поездок за водой и мысль о том, что хорошо бы его починить, давно витала в моей голове. Для этого надо было снять с него борта и перевернуть. Снял борта, взялся за край платформы и попробовал перевернуть. От земли одну сторону с колёсами отрываю, но до груди поднять не могу. Прицеп у меня грузоподъёмностью в тонну, на 4-х колёсах. Нельзя сказать, что уж очень тяжёлый, но один перевернуть не смог. Если бы за 2-3 подхода, с подстановкой упора в промежутке, то смог бы, но упор подставить некому. Ладно, не могу руками, подниму трактором. Стал его заводить – не заводится, только пусковое реле стартёра щёлкает. Ага, думаю, аккумулятор разрядился. Приволок пуско-зарядник, малёк подзарядил, потом почистил клеммы аккумулятора, переключил зарядник в положение «Старт» и попробовал завести двигатель трактора. Только я нажал кнопку запуска двигателя, как из-под капота раздался громкий хлопок. Совсем не такой, как бывает, когда движок начинает чихать при запуске. Так и оказалось: взорвался аккумулятор, залив всё вокруг себя кислотой. Вполне нормальный был аккумулятор. За всю мою шоферскую биографию это второй случай, первый был на Москвиче 2137. Заводил его в 30 градусный мороз тёплым аккумулятором, простоявшим ночь дома. Но в тот раз он взорвался не сразу, а секунд через 10, покрутив некоторое время движок.

Куда деваться, нужно ехать за новым аккумулятором. Завёл джип, поехал. Новый аккумулятор 12 вольт х 140 ампер «весил» 5000 рублей. Купил, с большим трудом задавив жабу. Потом заехал в хозяйственный магазин, где купил соду для нейтрализации разлившейся кислоты. Далее в садово-собачий магазин, где купил торфяные горшочки для рассады. Выходя заметил, что у джипа наполовину сдулось заднее правое колесо, которое я только несколько дней назад ремонтировал в шиномонтаже. Накачал его и быстро поехал в тот же шиномонтаж. Там оказалась здоровенная очередь и мне пришлось простоять в ней больше часа. Простоял. Оказалось, что поймал в колесо шуруп. Закон парных случаев сработал.

Из шиномонтажа вернулся в ГК, купил себе в кулинарии салат из огурцов и помидоров, плюс рис с овощами. Потом поехал на ферму.

Помыл раствором соды аккумуляторный отсек, поставил на трактор новый аккумулятор – эффект тот же: щёлкает пусковое реле. Хотел подзарядить аккумулятор – нет, он заряжен хорошо. Подключать пуско-зарядник страшно: уж очень быстро он срабатывает – «Щёлк!» и пять тысяч рублей, как корова языком слизнула.

Попробовал разные способы запуска, потом по новой почистил клеммы и контакты, вплоть до стартёра. Сел в кабину, нажал кнопку «Пуск» и трактор завёлся чуть ли не с половины оборота.

Подогнал трактор к боку прицепа, закрепил фал за другую сторону и потянул. Прицеп развернулся. Вылез, установил прицеп боком, подложил под колёса упоры, под фал в середине прицепа подставил доску, чтобы создать рычаг, и стал очень медленно тянуть. Прицеп начал постепенно заваливаться на бок, потом оторвал от земли колёса одной стороны и, когда он достиг угла наклона примерно градусов 60, я остановил трактор. Дальше всё было просто: руками аккуратно поставил прицеп вертикально, подставил упоры и смог хорошо рассмотреть, что же там такое перекосилось. Честно сказать, удивился. Не думал, что дело настолько паршиво: из 8 мест соединения рамы и поперечных опор дна прицепа сварка оторвалась в семи с половиной местах. В пяти местах поперечные опоры были продавлены до середины своего сечения. В восьмой точке сварка ещё держалась на участке в 1 см. Цело было и место крепления передней части пола прицепа к дышлу. Там установлена более толстая балка, да и нагрузка в этом месте не такая большая, как в середине прицепа.

Когда я закончил все эти манипуляции с трактором и прицепом, рассмотрел что к чему, настал почти вечер – 18 часов. На сегодня более чем достаточно, а на ближайшие дни появилось много технической работы.

 

07.05.2010

Утром съездил в ГК за железом для прицепа, после чего вернулся на ферму и занялся его ремонтом. Ковырялся до 17-30. Примерно половину работы сделал. Много времени ушло на срезание болгаркой сварных швов с рамы прицепа. Срезал 16 швов.

Вечером позвонил Илья и сообщил, что последнюю посылку с микоплантом таможня отправила обратно в Германию, поскольку посчитала, что в ней земля, а землю пересылать запрещено. Илья им сказал, что это был керамзит, в котором содержатся споры грибов. На это они ответили, что тогда в посылке должен лежать международный сертификат безопасности не старее 15 дней и что получатель должен взять в Сельхознадзоре разрешение на получение этих спор. Если такие требования действительно существуют, то про программу по микопланту можно забыть: бегать за разрешениями я не буду.

Пришла из США на почту в ГК метеостанция, которую я купил на аукционе eBay месяц назад. Получить сегодня не смог – много народа на почте. Попробую заехать туда завтра к закрытию.

К вечеру начало прорастать семечко тыквы Джейн Атлантик. Завтра пересажу его в землю, в рассадный горшок ёмкостью 1 литр. Это маловато, но большего в магазине не было. Придётся пересаживать в почву раньше.

 

08.05.2010

С утра состояние было какое-то мутное, настроения работать никакого. Поснимал гусениц с яблонь, замульчировал обгрызенные сливы, потом поехал в ГК за железом. Балка, которую я вчера купил, оказалась чуток маловата и я решил сделать крепление дна прицепа иначе. Докупил 3 недорогих железки и горсть винтов, потом заехал в «Юность» за салатом, на почту за метеостанцией и вернулся на ферму. По дороге заехал к ребятам и взял бутыль Николинской: моя закончилась.

Продолжил ковыряться с прицепом: установил на переднюю балку усиливающую стальную полосу, толщиной 5 мм, закрепив её на 12 болтов с гайками М6 и посадив их на анаэробный фиксатор резьбы. Жирновато это для прицепа, но зато надёжно. Никак не получается придумать простое крепление кузова к раме, чтобы при этом сварку не использовать и сохранить все те балки, которые сейчас присутствуют. Ну да не получается просто – сделаю сложно. Осталось разметить и просверлить 40 отверстий под болты, окрасить вставки и собрать прицеп. В восьми отверстиях нужно будет нарезать резьбу, остальные будут собраны на болтах с гайками.

Ирина завтра в 5 утра выезжает на паровозе в Москву: праздничное турне закончилось. Прага и Вена ей понравились.

Пересадил в горшок проросшее семечко крупной тыквы. Виноград продолжает быстро расти: с прошлым годом не сравнить. Курдюмов правильно предостерегал от жадности: резать лишние лозы жалко. Пусть растут до осени. Разве что прищипну те побеги, которые создают конкуренцию основным.

Какие-то непонятки с захваченными сомалийскими пиратами: то Президент обещает устроить им суровый суд в Москве, то их после этого обещания отпускают, только забрав оружие. Понятно, что так распорядился тот, кто имеет реальную власть в стране. Похоже на то, что Президента сознательно «поставили на место», дабы не забывал, кто в доме хозяин. Противно это. Мало того, что наш Президент – марионетка, но нам ещё и напоминают об этом более или менее постоянно.

Вечером позвонил Егорыч и сказал, что его пока не выписывают. Попросил привезти к завтрашнему параду его парадный прикид. Я съездил к нему домой и дочка собрала пару сумок его одежды, которую я завтра утром ему отвезу.

Сегодня днём прямо к двери вагончика прилетели две ласточки и стали ловить жирных мух, жужжащих у входа. Одна даже пару раз залетела за ними в вагончик.

 

09.05.2010

С утра поехал к Егорычу, отвёз ему вещи, которые вчера забрал у его дочки. Потом отвёз самого Егорыча на парад, а сам проехался по магазинам, заправил джип и вернулся на ферму.

Сперва чинить прицеп не хотелось и я занялся тыквами и дынями. Половина семян уже проросла и я посадил их в горшки для рассады. Потом расчистил тяпкой две полосы за промышленным виноградником и посадил там кукурузу. Дней через 10, когда подрастёт рассада, пересажу и её в тот угол.

Закончив с растениями, занялся таки прицепом. Разметил и просверлил кучу дырок, нарезал в них резьбу, потом положил на настил прицепа блок рамы с колёсами и точно выставил его (с точностью до миллиметра), отметил карандашом места отверстий под болты, крепящие настил к раме, и снова убрал раму с колёсами в сторону. Подсобрал на раме соединительные профили, завтра их покрашу и соберу прицеп. Вернее, попробую собрать, поскольку посадочные места сделаны практически в ноль, без люфта. Если где-то ошибся на пару миллиметров, то собрать не получится.

От работы меня отвлекла Алиска, которая подошла и стала толкать меня носом. Я её жесты хорошо понимаю, понял и на этот раз: «Накорми!». Поглядел на часы, а там уже начало седьмого, просрочил ей с обедом на 2 часа. Пришлось сворачиваться и кормить ребёнка. Если завтра дождя не будет, то постараюсь доделать прицеп и поставить его на колёса.

Ирина уже в России, к ночи приедет в Москву.

Придумал, на ночь глядя, способ усиления передней стороны прицепа. Там сейчас не самая умная конструкция: при разнонаправленных колебаниях дышла вся нагрузка спереди концентрируется на концах хилой поперечной балки. На моей дороге, да ещё с грузом воды, это не вариант. Завтра укреплю её стальным швеллером. При этом никаких сварок не будет, а болты будут работать только на фиксацию швеллера, без приёма дополнительной нагрузки. Лишнего железа не останется: швеллер пригодился.

 

10.05.2010

Сегодня у меня «красный день календаря»: у Ани и Ильи родился сын, а у меня, соответственно, внук. Парень бодрый, среднего роста и веса. Имя ему ещё не придумали. Аня чувствует себя хорошо.

С утра продолжил ремонтировать прицеп. Первым делом установил силовой швеллер под переднюю балку, потом собрал платформу с рамой и колёсами. Как ни странно, все отверстия под винты совпали и не пришлось ничего пересверливать. Собирал я прицеп в перевёрнутом состоянии и после сборки возникла проблема с его переворотом. На этот раз я действовал иначе: набрал обрезки досок и брусков разной длины и стал их подставлять под ту сторону прицепа, которую поднимал. Так постепенно поднял его вертикально, а потом опрокинул в сторону колёс. Всё прошло без проблем, хотя пришлось малость попотеть. Заканчивал я эту операцию уже под дождём. Борта буду ставить, когда дождь прекратится.

Звонил Егорыч, рассказал про парад. Он им остался очень доволен. Попросил завезти ему в больницу рубаху, которую он оставил у меня в машине, когда переодевался: он забыл в ней деньги. Завтра отвезу.

В промежутке между дождиками собрал борта прицепа с надставками, всё закрепил, так что теперь прицеп готов к работе. Завтра, скорее всего, поеду за водой. Прицеп стал ровнее и заметно выше.

 

11.05.2010

Утром скатался в город к Егорычу и за водой. Прицеп вёл себя отлично, нормально выдержал дорогу, но одного приключения я с трудом смог избежать. Решил съехать на свою дорогу через кювет не с той стороны, как я обычно въезжаю, а с другой. Мысль была такая, что при скручивающей нагрузке, которая возникает при косом переезде кювета, рама постепенно искривляется, особенно когда в прицепе груз весом более тонны. Вот я и решил скрутить раму в другую сторону. Проехал съезд, развернулся на Калужской трассе и не спеша стал переезжать кювет. Однако эта сторона съезда оказалась круче той, по которой я обычно съезжаю. Выручило то, что я вовремя глянул в правое зеркало заднего вида и увидел, что прицеп становится на два правых колеса и вот-вот опрокинется. Я резко прибавил газ, одновременно выкрутив руль вправо, и успел поставить прицеп на 4 колеса мгновением раньше, чем он опрокинулся бы.

Пока ехал по Калужской дороге на ферму, позвонили из администрации и попросили заехать к ним и заполнить какую-то анкету, рассылаемую Управлением с/х края. Договорились, что часа в два заеду.

Перекачал привезённую воду в напорный бак и снова поехал за новым кубом в ГК. Заехал в администрацию, взял анкету. Её нужно заполнить в ближайшие дни. Касается она орехов. Я бы сразу заполнил, но там требуется указать кадастровый номер участка, а я его не помню. Нужно будет сделать информационный листок фермы с реквизитами и номерами документов (регистрационного свидетельства, св-ва о собственности на землю, о постановке на учёт в налоговой, все коды и пр.). Сейчас эти документы лежат в банковской ячейке и их так враз не посмотришь.

Где-то в ветровой башне поселились две ласточки и я их часто вижу. Когда они сидят на проводах, то вид у них такой, будто они на приёме и одеты в белые манишки и фраки. Очень симпатичные птахи, даром что прямые потомки динозавров.

Поснимал очередную порцию гусениц с яблонь. Их несколько видов и живут они дружно: грызут листья неустанно буквально бок о бок. Ну да я им разгуляться не даю. Яблоньки после двух дней хилых дождей навыпускали множество новых листьев, а на одной из них завязался десяток маленьких яблок. Не думаю, что они смогут вызреть, то хотя бы попытаются.

Вечером два часа проговорил с израильским специалистом по озеленению, поскольку из Казахстана пришёл запрос на эту тему. Пока имеется определённый скепсис относительно перспектив предлагаемого проекта, но, как говорится, «поживём – увидим». Радостная новость: после многочисленных ухищрений и ускорений из вагончика заработал голосовой Скайп по GPRS. Это очень облегчит и удешевит всякие бизнесовые переговоры.

 

12.06.2010

Вчера водяные ребята попросили меня привезти из Краснодара прицеп бутылей для воды. У их ГАЗели какие-то проблемы. Я пообещал и только сегодня вспомнил, что в прицепе у меня бочки с водой, которую некуда перелить. Пришлось утром подниматься пораньше и выгружать их. Такая бочка с водой весит 230 кг и в то давнее время, когда я только приехал на место будущей фермы, поднять одному такую бочку из лежачего положения в стоячее было весьма трудно. Сегодня я проделал это без особых усилий с четырьмя бочками подряд. Свежий воздух, что ли, помогает?

Съездили с Димой в Краснодар, по дороге пару раз остановившись возле продавцов ёмкостей для воды. Я присматривал себе кубовую ёмкость для доставки воды из ГК на ферму, поскольку возить воду в бочках неудобно, да и бочки часто бывают нужны в хозяйстве, например, для сбора дождевой воды, для приготовления питательных растворов и выращивания микробов. Первый продавец запросил за такую ёмкость 6000 рублей, что мне показалось недорого, поскольку два года назад я её брал за такую же цену. У другого продавца за неё попросили 5500, а у стоящего за соседним забором третьего – 4500. Ёмкости в отличном состоянии, с антиизносными прокладками под углами, в металлической обрешётке, на паллете: просто мечта поэта. И за это счастье всего 4500 рэ. Понятное дело, я не устоял. Отвёз Диму с бутылями в цех, потом зашёл на Новый рынок, снял с карточки нужную сумму и поехал обратно в Краснодар. Купил бак, привёз его на ферму, хорошенько промыл изнутри и только после этого отпер вагончик и попил воды. Теперь нужно будет привинтить к дну прицепа несколько деревянных ограничителей, чтобы бак при езде не ползал из угла в угол. И будет мне щщастье. А ещё я видел в магазине электроинструментов около администрации (заходил туда отдать заполненную анкету) «вихревой насос» с очень хорошими потребительскими характеристиками: всасывание до 9 метров, напор до 40 метров. Не очень верится, поскольку с виду он похож на обычный циркуляционный, который у меня есть и я его работой недоволен: он с трудом и долго перекачивает воду из прицепа в напорный бак. Вот теперь думаю: раз такая экономия на баке получилась, а не купить ли мне сей замечательный насос? Или ну его на фиг?

 

13.05.2010

Утром поехал в ГК за денежкой, потом купил Алиске куриные шеи, а себе вихревой насос. Продаётся он совершенно «голый» только большая железяка из двигателя с насосом и убогое описание. Нет даже сетевого шнура. Пришлось ехать в магазин сантехники, подбирать к нему патрубки и переходники. Купил, кстати, не совсем то: можно сделать проще, чем я сперва надумал. Но, как говорится: «Хорошая мысля приходит опосля»…

Привёз насос на ферму и занялся установкой бака на прицеп, потом привинчиванием переходников к насосу и припаиванием сетевого шнура к тому коротенькому обрезку провода, который торчал из недр насоса. Всё свинтил, спаял и пошёл проверять работу. Как ни странно, но всё заработало почти с первого раза. Качает этот насос действительно хорошо: вода из бочки уходит в верхний бак буквально на глазах. В описании к насосу сказано, что он предназначен для устройства фонтанов. А что, мысль: можно соорудить себе фонтан замкнутого цикла – в жару самое то.

Посмотрел места, где металлическая обрешётка бака трёт по пластмассе. Эти места хорошо видно. Думаю набрать в ГК картона от коробок и засунуть его между стенками бака и обрешёткой. Будет двойная польза: пластик не будет портиться от солнечных лучей, а железо не будет протирать стенки бака.

Шкет постоянно ошивается возле Алиски и норовит об неё потереться, а Алиска его иногда аккуратно лапой поглаживает. Потешная картина.

Распаковал метеостанцию, но монтировать её пока не готов, на это пару дней нужно выделять.

Тыквы и дыни уже начали вылезать из земли в рассадных горшках. Через неделю-полторы пересажу их на постоянное место.

 

14.05.2010

Утром раздался звонок из администрации и сотрудник с/х департамента сообщил, что я включён в состав делегации фермеров, которые, во главе со Шварцманом, должны прибыть в администрацию Края в понедельник к 11 часам. Там будет то ли совещание, то ли конференция; я толком не понял. Слёту не сообразив, что к чему, я согласился приехать. Через час, «раскинув здравым предрассудком» (копирайт Виктора Апухтина) я сообразил, что совещание это не меньше, чем на полный день, а живность и сама ферма на это время останутся без присмотра. Одно дело отъехать на 2-3 часа и совсем другое – на 8-9. Ситуация мне не понравилась и я позвонил по тому номеру, с которого мне звонили, приглашая. Того сотрудника на месте не оказалось и я попросил секретаря (?) передать ему, что я приношу свои извинения, но поехать в Краснодар в понедельник не смогу. Потом занялся текущими делами: настроил программу – звонилку, положил туда на счёт 5 евро (вчера не получилось), полил рассаду, накормил живность и повытаскивал клещей из Грея. Вчера я его и Алиску обработал спреем от блох и клещей и сегодня почти все въевшиеся в него клещи оказались дохлыми. Но по шкуре ползало много мелких и голодных. Всего снял более 20 клещей. В некоторых местах они проели его кожу до крови. Спрей оказался эффективным, но собаки его очень не любят и норовят удрать, когда я выхожу с баллончиком. Приходится опрыскивать их, когда они на цепи. На Герде клещей вообще нет, на Алиске мало, а на Грее просто уйма. На каждой собаке одето по 2 противоклещевых ошейника разного вида.

После очистки собак поехал в ГК, купил пару штуцеров для водяного бака и вернулся на ферму. Эти железки предназначались для слива воды из транспортного бака при перекачке. Я вырезал в закручивающейся нижней пробке бака соответствующее отверстие, ввернул туда штуцер, законтрил его гайкой и на выходе привинтил переходник для шланга. Всё это хозяйство должно обеспечить лёгкое и быстрое присоединение бака к насосу. Армированный шланг, который вчера купил, оказался коротковат и я, не усидев дома, снова поехал в ГК, прицепив к джипу прицеп с баком. В ГК набрал в бак воду, заехал к Егорычу, потом на рынок, где взял себе овощной салат «по-осетински». Вкусный.

Вернувшись на ферму во второй раз, обнаружил, что вёз полный бак воды со спущенным левым задним колесом прицепа. В остальном с прицепом всё было нормально. Пришлось домкратить ось, снимать пробитое колесо. Снявши, обнаружил в нём гвоздь. Боюсь, что камере хана.

 

15.05.2010

Утром решил полить все растения «привагонного» сада и занялся этим ни свет, ни заря. Вода в верхнем баке закончилась на удивление быстро и мне пришлось перекачивать туда воду из транспортного бака, которую я вчера привёз. Закачал и продолжил полив. Но и эта вода закончилась раньше, чем я успел всё полить. Т.е. полтора куба воды мне не хватило для полного полива. Пришлось ехать в ГК ремонтировать колесо прицепа. Отдал его в шиномонтаж, а сам поехал в город за продуктами. Поскольку на пробитом колесе я сколько-то прокатился, то умозаключил, что камере, скорее всего, кирдык. Заехал на Старый рынок, купил там камеру от скутера близкого размера, потом в Юность и потом обратно в шиномонтаж. Камера действительно оказалась порванной в хлам. Установили новую камеру и я вернулся на ферму. Привинтил отремонтированное колесо, прицепил прицеп к джипу и поехал за водой. Привёз бак воды, перекачал его в верхнюю ёмкость и снова поехал за водой. Только я доехал до асфальта, как из-под капота пошёл пар и мне пришлось остановиться. Сразу понять не удалось, что там не так. Постоял некоторое время с поднятым капотом, остудил двигатель и поехал дальше. Пока доехал до «Водоканала», пришлось останавливаться 4 раза. Там я поставил машину в стороне, открыл капот и стал смотреть, в чём дело. Нашёл трещину в верхней части радиатора, из которой при перегреве шёл пар и уходила охлаждающая жидкость. Система охлаждения оказалась практически пустая. Я залил в неё 10 литров воды, наполнил прицеп и поехал обратно на ферму. Доехать не удалось: вода закипела в тот момент, когда я съезжал на свою дорогу. Пришлось охлаждать движок и снова доливать воду в систему. После этого доволок прицеп до дома, отцепил от джипа и поставил машину на обычное место с полным пониманием того, что джип теперь нескоро оттуда куда-нибудь поедет. Ну что сказать, он мне верно служил. Заниматься заказом радиатора и термостата, а так же установкой всего этого нет ни денег, ни времени. Воду опять придётся возить в ЛуАЗе бочками (в него входит 2 бочки). Можно запихнуть и 3 бочки, но это для него получится существенный перегруз. Можно и на тракторе воду возить, но там свои проблемы. Короче, буду приспосабливаться к тому, что осталось.

 

16.05.2010

Утром дополивал виноград, который не успел полить вчера. Всё больше побегов Гарольда пробиваются сквозь глину на свет божий.

После полива забодяжил бочку микробо-гумато-навозной смеси, а пока микробы активировались (за 4 часа) выкосил обочины дороги до шлагбаума. Сразу стало видно, какие саженцы грецкого ореха были политы этой смесью, а какие нет: политые растут гораздо быстрее и листья у них большего размера. Прорезались листья даже на части саженцев, которые я считал погибшими. Решил, что нужно будет полить все грецкие орехи, но для этого нужно изготовить ещё пару бочек смеси. Завтра поеду в ГК на ЛуАЗе и капитально затарюсь вытяжкой из конского навоза и гуматом калия. Микробов у меня хватит, чтобы полить вообще все посадки. Но на ЛуАЗе я столько воды не привезу.

Косить пришлось 4,5 часа с одним небольшим перерывом. Просто скосить траву можно было и быстро, но тогда саженцев стало бы значительно меньше.

Закончив с косьбой, загрузил бочку со смесью в ЛуАЗ, взял два ведра, ковш и накатом поехал в сторону шлагбаума, останавливаясь через каждые 20 метров. Набирал смесь в ведро и выливал её ковшом под каждый не политый раньше саженец. Если саженец выглядел слабым, то под него лил по 2 ковша (в ковше 2 литра). Когда закончил с обочинами, смесь ещё оставалась и я израсходовал её на саженцы грецкого ореха в соседних рядах. Трава вокруг саженцев подросла и приходится орудовать серпом, чтобы их стало хорошо видно.

Когда смесь, наконец, закончилась, на часах было 19-15. Рабочий день закончен.

 

17.05.2010

Утром Грей с Алиской не пришли к завтраку и я поехал в ГК за едой и за ингредиентами для питательной смеси. Естественно, нужного в собаче-природном магазине не оказалось. Заказал у них по 10 бутылок гумата калия и вытяжки из конского навоза. Сказали, что завтра закажут у оптовиков и в среду, вероятно, те привезут заказ.

Купил шеи, молоко, хлеб, салат, залил в 2 канистры бензин, оплатил за 10 кубов воды в кассу водораздаточной конторы и вернулся на ферму к 10 утра. ЛуАЗик выручает.

Приехав, переоделся, взял серп и пошёл расчищать саженцы грецкого ореха, которые посажены в поле. Упёрся и за 4 часа расчистил вокруг каждого саженца круг и замульчировал его. Хорошая штука серп, но спина реально устаёт: в конце-концов хочется сесть на землю возле очередного куста. В процессе расчистки получил полное представление о текущем состоянии саженцев. Состояние, в большинстве, паршивое. Те саженцы, что подмёрзли за зиму, дали корневую поросль, иногда едва видную. Часть саженцев (процентов 30) находятся в полузасохшем состоянии и их срочно нужно поливать. Я бы так и сделал, если бы у меня была питательная смесь, а поливать сейчас и потом через 3 дня ещё раз (когда смесь появится) не хочется: воду нужно экономить. Сегодня обещают дождь и гром это обещание вроде как подтверждает, но самого дождя всё нет, хотя иногда с неба что-то редкое капает. Поливать под дождём было бы странно, хотя Шаблин как-то раз поливал свой газон ЭМ-препаратом под сильным дождём. Со стороны это выглядело, вероятно, непонятно, хотя смысл в этом процессе был.

Потерь саженцев грецкого ореха, тем не менее, мало: в последнем ряду два саженца полностью засохли, два отсутствуют. Зато нашёл под слоем мульчи огрызок от одного саженца, который я считал пропавшим. Собаки его отгрызли и под мульчой оставался маленький пенёк, из корней которого пошёл побег. Я его освободил и, надеюсь, саженец восстановится.

Собаки загуляли и я скормил Герде Алискину порцию шей.

Пришли бесхвостые в 16-26. Совсем совесть потеряли. Алиска сегодня будет ночевать на привязи. Прогульщиков оставил без утренней еды, но ужин я им выдам.

Пару часов посвятил винограду на первой шпалере: подрезал траву вокруг окантовок ям, пообламывал слабые и лишние побеги, подвязал наиболее быстрорастущие кусты. А растут они очень быстро, до 10 см в сутки. Не все, конечно, но есть такие рекордсмены. Я заметил это по тому, что ещё вчера утром побег Кеши не доставал до первой проволоки около 10 см, а сегодня, смотрю, он за неё зацепился и перерос сантиметров на 5. Листья на этом кусте почти с мою ладонь, а ведь ещё только середина мая. Некоторые побеги этого года толще лоз, из которых растут, причём существенно толще. Стали закладываться будущие гроздья винограда. Если кусты не заболеют или их не сожрёт какая-нибудь тварь, то к осени буду с виноградом. Гусеницы, кстати, виноградные листья почему-то не едят. Или не могут доползти до них по керамзиту?

Ещё одна приятная виноградная новость: один из кустов, объеденных собаками, погиб (как я считал). Выкорчёвывать остатки рукава я не стал и, как выяснилось, правильно сделал: сегодня углядел, что сквозь слой керамзита пробились рядом с сухим пеньком два мощных ростка. Растут они откуда-то из глубины земли и, судя по толстым верхушкам, станут хорошими побегами. Это значит, что пока ни один из посаженных прошлой весной кустов не пропал.

Вчера обработал Грея дорогущим средством от клещей и сегодня вечером не нашёл на нём ни одного клеща. Может, конечно, плохо искал, поскольку был на него обижен, но они обычно чуть ли не сыплются с него, а сегодня не сыпались.

 

18.05.2010

Утром выкатил мотоцикл и поставил на него аккумулятор, всю зиму простоявший в вагончике. Завёл моц от пускового устройства, а потом попробовал позапускать его от аккумулятора. Фигу маки: полное впечатление, что аккум сдох. Но ведь не должен был, по идее, сдохнуть, я его зимой раз подзаряжал. Но, как говорится: «Факт имеет место». Тратиться на новый мне не хотелось и я попробовал его зарядить принудительно, поскольку нормально он заряжаться не захотел. Дал ток 10 ампер и заряжал его около часа. И этот труп ожил: стал нормально заводить мотоцикл электростартёром и вообще начал вести себя прилично. Мне нужно было съездить в ГК, так как сегодня обещали привезти родную камеру для колеса прицепа. Дорога до трассы М4 оказалась в хорошем состоянии и, что приятно, без пыли. Вчерашний минидождик прибил её.

Первым делом заехал в страховую контору и застраховал мотоцикл, поскольку старая страховка закончилась ещё в апреле. Страховщик меня помнит и каждый раз сокрушается моим переплатам: страховки в ГК стоят в 3 раза дешевле московских, а я вынужден платить по московским расценкам.

От страховщика поехал на Старый рынок к продавцу шин, но проездил зря: камеру он не привёз и сказал, что этого размера нет и не факт, что когда-либо будет. Прошёлся по хозяйственным магазинам, но нужные мне для смеси препараты не нашел. На обратном пути заехал в м-н «Хозяюшка» и у них оказался гумат калия. Купил его и ещё бутылку настоя копролитов, применю её разово вместо «Каурого». Пока солнце светит, грех не воспользоваться погодой, чтобы подкормить вянущие саженцы.

Благополучно вернувшись на ферму, забодяжил бочку смеси и часа через три распределю её по саженцам.

Внимательно осмотрел Грея и живых клещей на нём не обнаружил, а дохлых всего 2 штуки. Собак, по-моему, счастлив.

Мотоцикл вёл себя хорошо и я после каждой такой поездки думаю, что нужно чаще на нём ездить: не так много в жизни вещей, доставляющих радость.

Всё, полил все саженцы грецкого ореха. Вернее, «подкормил», как выражаются ориентирующиеся в с/х теме люди. Поскольку 2-3 литра смеси на саженец поливом назвать трудно.

Позвонили из собаче-садового магазина (СС) и сказали, что нужные мне для приготовления правильной смеси ингредиенты они заказали и завтра их доставят в магазин. Так что снова придётся ехать в ГК, скорее всего на ЛуАЗе, т.к. на завтра обещают дождь. Дождь - это хорошо: земля размягчится и микробы активно примутся за работу. Сейчас почва такая, что с одного раза кайло в неё не втыкается на полный клюв.

Опять поломалась электрическая косилка: на этот раз выломалась сварка в месте крепления ручки, за которую её катают по земле. Место там нагруженное, почва у меня с кочками, вот она и отвалилась. Нужно будет вырубить заплатку из крепкого металла и привинтить её на повреждённое место. Варить там нельзя – слишком тонкий металл для моей квалификации электросварщика.

 

19.05.2010

Ночью гремел гром и минут на 20 прошёл средний дождь. Днём поднялся ветер и почти разогнал облака, так что обещанного дождя и гроз пока нет.

С утра занялся газонокосилкой. Нашёл подходящую железку, согнул её буквой «Г», насверлил дырок и стянул всё болтами М8. Получилось крепко: косилка сгниёт, а заплатка останется. На пробу выкосил газон перед вагончиком: косит, как новая. Корпус приобрёл жёсткость, катить её стало легко и работать с ней в удовольствие.

Починив косилку, решил установить промежуточный кран для кухонного блока, а то обратный клапан плохо держит и заливной шланг приходится пережимать струбциной. Давно я этот кран хотел поставить, но для этого нужно развинчивать то, что имеется сейчас, а лень. Но вот сегодня вдохновился, всё развинтил и тут позвонили из СС магазина: ингредиенты для смеси приехали. Я позвонил водяным ребятам, договорился взять воды и поехал в ГК на ЛуАЗе. Забрал воду, потом заехал в Юность за едой и потом уже за заказом. Взял по 10 бутылок «Каурого» и гумата калия. Этого хватит на 2 куба «подкорма».

Вернувшись на ферму, продолжил заниматься краном. Привинтил его к входу клапана и собрал весь блок обратно. Получилось нормально, нигде не капает и всё легко перекрывается.

Активно полезли из-под земли побеги Гарольда, пора забивать перед ними колья, а то собаки сгрызут.

Вчера, когда возился с мотоциклом, малёк застудил спину. Я тогда ещё подумал, что уж больно ветер холодный, а я в футболке. Долго терпел, потом всё же взял в вагончике куртку и надел, но, похоже, чуток поздновато. Теперь, если постоять (посидеть, полежать) в одной позе минут 5, то потом не разогнёшься: мышцы болят. Ну да мышцы не кости, поболят и пройдут, куда они денутся.

Завтра займусь нарезкой и забиванием кольев для винограда: нужно их 60 штук.

У Алиски со Шкетом установились дружеские отношения.

Ирина позвонила, рассказала, что папашу обворовали. Классика жанра: наплели ему всякого и он сам отдал 2000 баксов. Больше у него дома не было. Вокруг него уже года два эта гнусь крутится, но раньше они ему лекарства продавали, а теперь напрямую деньги тащат. Я б таких стрелял, как мародёров.

 

20.05.2010

С утра обошёл весь «промышленный» виноградник, осмотрел ростки, очистил их от сорняков. Проросло пока порядка 80% саженцев винограда. В некоторых местах комья глины, прикрывавшие саженцы, настолько крепкие, что ростки через них пробиться не могут. Я один такой кусок не смог разломить руками и размыл его водой из шланга. Внутри нашёл 3 пытавшихся раскрыться почки. После осмотра занялся кольями: нарезал их по длине, потом заострил концы топором. Думал, что у меня есть запас отработки, но оказалось, что в той банке сверху только грязная вода, а под ней немного чёрной маслянистой жижи. Пришлось ехать на мотоцикле в ГК за антисептической пропиткой древесины: хочется, чтобы колья простояли года три, пока в них не отпадёт надобность. Сейчас сделал из 5 литровых бутылок ёмкости, в которых замачиваю в антисептике концы кольев. Думаю, что выдержки в 30 минут будет достаточно для их хорошей пропитки.

Позвонил Егорычу: ему сегодня вытащили трубку из живота и он чувствует себя неважно.

Погода прохладная и ветряная, иногда гремит гром, но дождя пока нет. И, похоже, не будет.

Прошёл вдоль шпалеры, подвязал ещё несколько молодых побегов. Некоторые из них уже достигли длины 80-90 см (прирост этого года). Хорошо бы осенью сформировать штамбы (вернее, полноценные лозы для них) и сделать на них по 1-2 «головы».

С удивлением обнаружил на маленьком кустике крыжовника довольно много ягод. Неужто попробую его со своего куста?

Гусениц на яблонях мало и я сшибаю их с листьев щелчками. Ветер гнёт несколько тонких высоких яблонь и кажется, что вот-вот сломает. Подвязывать их к опорам я не хочу.

Позвонила Ирина, спросила, не против ли я, если она приедет ко мне с мамой (тёщей). Я не против, тёща хорошая тётка, пусть посмотрит, как я здесь живу.

Вечером заехал Jei, потрепались чуток.

 

21.05.2010

Проснулся в 7 и к 8-и уже закончил стандартные утренние дела: накормил живность и прочитал в Интернете новости. Как и планировал вчера, пошёл на виноградник вбивать колья и вносить к корням саженцев микоплант. Работа оказалась не такая быстрая, как мне бы хотелось: в некоторых местах с большим трудом удавалось пробить ломом ямку для кола. Там, где побеги не вылезли из земли, там кол не вбивал. Так сразу видно, сколько проблемных саженцев и где они. Попробовал раскопать часть почек на саженцах, где они не смогли пробиться сквозь твёрдую глину. Штук пять смог выковырять, оторвал пару почек и бросил это занятие: позже размою глину водой. Проработал весь день, с двумя короткими перерывами (минут по 20) на передых. Поскольку сегодня суббота, а по субботам у виноградника поливальный день, то, после завершения работ по вбиванью кольев и внесению микопланта, занялся поливом. Воды остался 1 куб и его нужно было распределить равномерно на все саженцы винограда и несколько яблонь. Придумал такую схему: взял два ведра и шланг с водой (вода текла непрерывно). Пока одно ведро набиралось, я из другого поливал очередной саженец. Набиралась вода довольно быстро и мне приходилось буквально бегать с вёдрами. Утомительно, но зато быстро и точно. Оглянуться не успел, как перетаскал все 100 вёдер и вода в баке на башне закончилась. На часах было 18 часов с минутами: получился нормальный десятичасовой рабочий день. Успел сделать всё, что запланировал.

Блииииин! Сегодня же пятница!!! Зря так упирался, поливать виноградник нужно было завтра…

Вода на ферме закончилась, осталось литров 20 в маленькой бочке и литров 30 в кухонном баке. Придётся пользовать ЛуАЗ. Можно, конечно, рискнуть и загрузить в него 3 бочки, но, если торсионы полетят, останусь совсем без транспорта. Закончилась не только вода, но и еда для собак, и гречневый продел, и растительное масло, и машинное масло (для двигателя ЛуАЗа).

Надо бы начинать чинить джип. Трещина в боковине радиатора сантиметров 12 длиной (оценка при повторном рассматривании) и непонятно, можно ли к ней подлезть дрелью.

 

22.05.2010

Утром всех накормил, поснимал гусениц с яблонь, погрузил в ЛуАЗ 3 бочки и поехал в ГК. Сперва заехал к ребятам, взял у них 10 литров Николинской для Егорыча, потом отвёз воду в больницу (Егорыча не застал) и затем по магазинам. Купил всё, кроме гречневого продела: его только завтра привезут. Гречка подорожала, в том числе и гречневый продел.

После того, как сделал все покупки, поехал за водой для фермы. Чтобы залить воду в бочки пришлось отстёгивать тент машины. Отстегнул, залил все 3 бочки, переставил их в транспортное положение и потихоньку поехал. По дороге дозаправил бак.

Добрался до фермы без приключений, хотя на кочках и в поворотах машину раскачивает и кренит. Рулевое едва рулит, того и гляди с дороги съедешь. Масло откуда-то подтекает и его приходится доливать каждый раз. Завтра сниму защиту картера и попробую понять, откуда его гонит.

Перекачал привезённую воду в кухонный бак и остальное – в бак на ветровой башне. Подкачал шины и снова поехал за водой. На этот раз установил бочки иначе и наливать их стало проще, да и потом не нужно было перетаскивать их на транспортировочное место. Во второй раз тоже доехал без приключений. Движок тянет без проблем, но есть ограничение по нагрузке на шины: максимум 1025 фунтов (465 кг) на колесо. Поскольку сам ЛуАЗ весит 960 кг, а на заднюю ось приходится 350 кг его веса, то нагрузить на неё можно не более 580 кг. Бочки в кузове стоят так, что весь их вес приходится именно на заднюю ось. Три бочки с водой весят примерно 630 кг, плюс 1/3 моего веса 25 кг, получается 655 кг, что на 75 кг больше предельно допустимой нагрузки на те шины, что стоят сейчас на машине. Вполне нормальная нагрузка, хотя декларируемая заводом нормативная нагрузка составляет «2 человека + 250 кг багажа». Если бы дорога к ферме была асфальтированная, то можно было бы рискнуть и загрузить 4 бочки с водой, но на моей родной Калужской трассе этого лучше не делать.

Вторую партию воды тоже перекачал в бак на башне, так что там сейчас её много. Место есть ещё на 2 куба воды (в бочках и во втором баке). Буду подвозить её каждый раз, как поеду в город.

Ирина сегодня купила билет на поезд в ГК.

Наши с таким трудом выиграли в хоккей у немцев, что до конца матча казалось, что можем проиграть.

Опять сегодня днём много стреляли в окрестностях фермы, собаки излаялись. Очередной сезон охоты открылся?

Если завтра с утра дождя не будет, то займусь ЛуАЗом. Сниму защиту картера, протру низ движка бензином и посмотрю, откуда течёт масло. Так же посмотрю наконечники рулевых тяг и оси маятниковых рычагов (их на ЛуАЗе два). Очень хочется отрегулировать схождение передних колёс, но ни на один стенд эту уникальную технику ставить не хотят.

После вчерашних затянувшихся упражнений с ломом припухли суставы оперированной правой руки и пальцы чуток хуже гнутся. Я уж было про неё забыл. За пару дней должно пройти.

Звонил Егорыч, поблагодарил за воду и сказал, что в понедельник ему снимут швы и выпишут домой. Это уже 4-е обещание такого рода. Надеюсь, что в этот раз у него всё получится.

 

23.05.2010

В 8 утра уже лежал под ЛуАЗом, изучал течи. Гонит масло из всех щелей и некоторые без снятия голов не устранить. А снимать ой как не хочется, да и новых резинок уплотнительных у меня нет. Пока снял защиту картера, протянул болты поддона (тянутся хорошо) и крышку блока распределительных шестерён. Обнаружил сорванную резьбу шпильки крепления маслозаливной горловины, причём сорвана она в теле блока. Горловину снял, но тут пошёл дождь и пришлось уходить в вагончик.

Пытаюсь чинить украинский джип в промежутках между дождиками. Не такие они сильные, но намокаешь быстро.

Посадочное место шпильки починил, горловину одел, затянул, держит. Трубка масляного щупа была завинчена без герметизирующей прокладки (резьба на ней не конусная), так что и из-под неё масло сочилось. Снял, обмотал резьбу лентой ФУМ, завинтил. Запустил двигатель и увидел, что из бензонасоса летят во все стороны очень мелкие брызги, как из пульверизатора. При одетой защите картера это как-то не было заметно, а сейчас просматривается всё подкапотное пространство до земли и всякие косяки как на ладони. Заменил бензонасос и брызги прекратились. Т.е. в образовании лужиц под стоящей машиной принимали участие совместно масло и бензин. Где-то ещё должно из коробки течь, но пока не нашёл. Нужно отмыть от масла нижнюю сторону трансмиссии и движка, тогда будет виднее. Это позже сделаю, а сейчас выловлю видимые неисправности.

Попробовал найти места люфта рулевого, но одному сделать это сложно, пока никак не получается. Буду пробовать разные варианты.

Нашёл в рулевом серьёзный дефект: прослабла гайка сошки и я её спокойно дотянул на 3 полных оборота. Подрегулировал редуктор рулевого управления. Помыл низ двигателя, погонял его на холостых оборотах: нигде ничего не капает, что плохо – в ЛуАЗе такого не может быть. Ну ничего, съезжу в город, постою на асфальте и там всё проявится.

Привинтил обратно защиту картера. Одевать её существенно сложнее, чем снимать: крепится она на 10 болтах М10 и 8-и М8, состоит из 3-х частей. Всё, понятное дело, кривое. Но всё же привинтил. Регулировать схождение передних колёс не стал: времени уже половина четвёртого пополудни и желательно, чтобы машина стояла на ровном асфальте. В другой раз сделаю где-нибудь.

 

24.05.2010

Утром поехал в ГК за мешком с гречневым проделом. Прошлый мешок вчера закончился, да ещё не хватило на полную порцию собачьей каши, пришлось докладывать свою гречку и пшёнку. Не хотелось мне новый мешок брать, поскольку продел у традиционного продавца подорожал. Как назло, магазин «Корма» в Саратовской в понедельник оказался выходным. Пришлось брать за дорого.

Прикупил в ГК ещё молоко, яблоки, хлеб, картошку и всякое по мелочи. Заехал за водой и снова набрал 3 бочки. Довёз нормально. Складывается такое ощущение, что век по 3 бочки воды на ЛуАЗе возил. Хотя, надо признаться, вести перегруженную машину сложно, приходится отслеживать каждую мелочь, каждый камешек на дороге.

Приехал и перекачал воду в бак, который стоит на прицепе. Хотел съездить ещё раз, но не поехал, так как сегодня обещал заехать Егорыч по дороге из больницы домой. Но, похоже, его опять не выписали.

С середины дня браться за джип не захотелось, вместо него выкосил отросшую траву между яблонями и возле загона Гансика.

В середине дня прошёл небольшой дождь и почти всё время дует средней силы южный ветер.

 

25.05.2010

«Глаза страшат, а руки делают»: утром взялся за джип и за 2 часа снял радиатор. Две гайки открутились на пределе срыва, но всё же выдержали. Если бы я имел опыт снятия этого радиатора, то снял бы его минут за 40, если не быстрее.

На дворе сильный ветер и работать вне помещения сложно: обалдеваешь от этого ветра, из глаз текут слёзы и голова перестаёт соображать.

Убрал со стола под дубом стоявшие там саженцы, положил два радиатора и снял с них боковины. Дело это аккуратное, поскольку нужно отогнуть несколько десятков медных лепестков, притягивающих боковину к радиатору. Снял, собрался поменять их местами, ан нет: боковины и сами радиаторы оказались разные. Одинаковые у них только горловины и места крепления. Один радиатор состоит из двух рядов трубок, другой из трёх. По этой причине боковины у них немного разной ширины и не взаимозаменяемы. Это называется облом. Пришлось лезть в Интернет и искать адреса краснодарских мастерских по ремонту радиаторов. Нашёл, позвонил им, узнал виды работ и цены. Трубку запаять (или заблокировать) стоит у них 250 рублей, а заменить пластиковую боковину на металлическую – 3500 рэ. Дорого, но не дороже б/у радиатора. Треснувшая боковина от моего радиатора вряд ли подлежит ремонту, поскольку пластик толстый (около 5 мм), трещина длинная и рваная, образовалась непонятно почему. Скорее всего из-за паршивости пластика, который почему-то сделан в Китае. Этот радиатор мне поставили в здешней (краснодарской) мастерской.

У меня на сегодня была назначена встреча с Димой на углу М4 и Калужской трассы, поскольку он едет в Краснодар. Я вспомнил об этом, позвонил ему и поинтересовался, не будет ли он проезжать, чисто случайно, мимо улицы Дзержинского. Оказалось, что он будет почти там, недалеко от нужной мне мастерской. Понятное дело, что я тут же нагрузил его своей проблемой и, что радует, он совсем не упирался и сразу согласился забросить туда мои радиаторы. Из ремонта я заберу их сам, когда их отремонтируют. Сейчас жду, когда он поедет в сторону Краснодара.

Южный ветер всё усиливается и я прошёлся вдоль первой шпалеры, подвязал наиболее длинные побеги винограда дополнительно. Яблони ветер сильно клонит к земле и сбивать с листьев гусениц не получается. На некоторых яблоньках яблоки ещё висят, хотя Ирина сказала, что, скорее всего, они досрочно осыплются. Поглядим.

Позвонил Дима из Краснодара и сказал, что в мастерской один радиатор делать не хотят, поскольку сопрягаемая с боковиной поверхность неровная. На боковину второго радиатора у них нет материала и они советуют поехать в другую мастерскую. Когда я разговаривал с их человеком по телефону, то всё у них было. Вроде как.

Метеопрогноз на завтра обещает усиление ветра.

Междурядья в промышленном винограднике быстро зарастают травой и ажиной. Решил их прокосить, пока трава высоко не поднялась и пока избыток энергии имеется благодаря сильному ветру. Взял газонокосилку и начал с дальней полосы. Оказалось, что косить против ветра легко, а по ветру почти невозможно: ветер поднимает с земли пыль, обрезки сухой травы, мелкий мусор и бросает их прямо в мою физиономию. Т.е. между мной и газонокосилкой образуется вихрь, враз забивающий сором глаза. Я уж и боком пробовал идти за косилкой, и на вытянутых руках её толкать – ничего не помогает. Едва прокосил пару соток и бросил. Подожду, когда ветер утихнет. Сейчас сижу в вагончике, в тишине и удовольствии, а лицо огнём горит и в носу полно пыли.

Дима нашёл другую мастерскую по ремонту радиаторов и там взялись всё сделать, причём с гарантией на оба радиатора. И неровная плоскость прилегания не помешала.

 

26.05.2010

Утром решил посадить рассаду, которая ждала своего часа в горшочках. Место ей выбрал на задах виноградника, с левой стороны, как на ульи смотреть. Выкопал пять средних ям, куда посадил рассаду индейских дынь в торфяных горшочках, 12 мелких ям для тех же дынь, росших в мелких ячейках, и 3 большие ямы для серьёзных тыкв. Большие ямы выкопал такого размера, какого не копал даже для крупных фруктовых саженцев. В каждую большую яму высыпал по 1/3 тачки перегноя, добавил микоплант и пересадил из горшков ростки тыкв, у которых уже появился 4-й лист. Посадил и все дыни. Есть у меня опасение, что дыни могут не вырасти, поскольку те из них, что я посадил в здешний грунт, почти не проросли. А те, что проросли, дали хилые всходы. Хорошо проросли только те семена, которые были посажены в качественную землю, купленную в С-С магазине. После посадки всё хорошо полил и вбил в землю колышки у начала рядов, а ростки больших тыкв обнёс «оградой» из 3-х колышков каждая. Провозился аж до половины второго и почему-то устал.

Передохнул минут 30 и понял, что поездки в ГК не избежать. Собрался и поехал на ЛуАЗе. Купил необходимое и вернулся на ферму. Выгрузил всё из машины и через 20 минут опять поехал к трассе М4 на встречу с Димой, который вёз из Краснодара отремонтированные радиаторы. Ездить по гравийке на ЛуАЗе удовольствие сильно ниже среднего: машина совершенно не держит дорогу и её мотает во все стороны уже со скорости 50 км/час.

Встретился с Димой, забрал у него радиаторы и привёз их на ферму. Время было начало седьмого вечера.

Завтра к 12 дня собирался приехать в гости Егорыч: он уже дома. Чем его кормить-угощать не знаю, поскольку сладкое он не ест, молочное ему нельзя, мясо я не ем. Только пустой чай пить можем.

Если завтра время будет и погода позволит, то постараюсь установить радиатор в джип. Охлаждающей жидкости у меня нет, но проверить систему охлаждения можно и водой. Главное, чтобы ещё какая поломка не вылезла, вроде сдохшего термостата или пробитой прокладки головки блока.

Хотел забронировать Ирине место в гостинице Берёзка, а там на эти дни нет свободных мест, приезжает группа. Буду искать ещё что-то.

 

27.05.2010

С самого утра занялся установкой радиатора в джип. Установить оказалось сложнее, чем снять. Провозился 3 часа. Теперь точно знаю все тонкости замены радиатора и в другой раз переставить его проблемой не будет.

Поскольку антифриза на ферме не было, я залил в систему охлаждения воду и проверил на утечки. Утечек, как ни странно, не было. Даже ATF из коробочного холодильника не подтекало (он в одном блоке с водяным).

В 12, как и обещал, подъехал Егорыч. Немного потрепались, он забрал свои вещи и уехал, а я решил на пробу скататься в ГК. Особой нужды в этом не было, но очень хотелось проверить машину под полной нагрузкой. Прицепил прицеп и поехал. В ГК заехал в автомагазин, купил несколько пистонов и 15 литров антифриза. Потом на рынок за шеями, потом за водой. Набрал куб воды и вернулся на ферму. На остановках каждый раз заглядывал под двигатель, проверял утечку воды, но ни одной капли жидкости под машиной не было.

До фермы доехал благополучно. Полил высаженную вчера рассаду, перекачал привезённую воду в верхний бак. Там ещё должно было оставаться литров 500 воды, но, к своему удивлению, я там её не обнаружил. Проверил отходящий шланг и нашёл в нём небольшую дырку, через которую и ушла вода за ночь.

Грей с Алиской опять в загуле: ушли с вечера и с концами. Герда на цепи, сильно недовольна ситуацией.

Завтра солью воду из системы охлаждения джипа, заменю её на антифриз. Сегодня не хочется этим заниматься.

Заменил камеру в колесе тачки, старая сжевалась. Та, которую поставил, шире: нужно было 3х8, но в продаже была только 4х8, пришлось ставить её.

Собаки пришли.

Раз пошла такая техническая «пьянка», то пора монтировать метеостанцию. Источник питания у неё на американский стандарт: 120 вольт, 60 герц. Нужно будет подобрать подходящий источник по входу: на 6 вольт, 100 мА. Посмотрел её сегодня внимательно: всё просто, с монтажом проблем нет. Нужно только подобрать подходящие места для датчиков ветра и дождя и оборудовать крепления для них. Сложнее будет с программным обеспечением для компа, но сперва нужно всё собрать и настроить по железу. Всю систему (без компьютера) можно запустить в работу на батарейках. Займусь станцией после завершения ремонта джипа.

 

28.05.2010

Утром стал менять воду в джипе на антифриз. Не тут-то было: сливной кран не открывается (забит?), две стальные пробки на блоках цилиндров не откручиваются. Реально сильно тянул, но их, похоже, никогда не отворачивали и они приржавели намертво. Место ещё неудобное – тяги и рычаги мешают. Короче, плюнул на них из опасения сорвать шлицы у пробок. Оставался единственный выход: снять нижний шланг радиатора. Не самое радостное это дело, но пришлось лезть под машину и снимать его. Слил, но часть воды осталась в блоке цилиндров. Чтобы её выгнать, я включил двигатель со снятым нижним шлангом. Когда движок прогрелся и открылся термостат, то часть остатка вылилась, но, к сожалению, не всё. Осталось литра два из 13,5 литров. Я не стал упираться из-за них и залил антифриз. Потом погонял движок на разных режимах, убедился, что всё нормально и навесил снизу движка всякие пластиковые фиговины, которые там присутствовали ранее. На этом срочные работы с джипом закончились. Ушло на это дело 2 часа.

Передохнув чуток, взялся за метеостанцию. Долго ходил вокруг вагончика, примерялся, куда бы повесить датчики направления и силы ветра, датчик внешней влажности и температуры и дождевой датчик. Ничего лучше антенного штыря для мобильника не нашёл. Установил там всё это хозяйство, а испытать нельзя: нет батареек. Понятное дело, не усидел и поехал в ГК, вроде как заодно проверить машину на ходу. Машина оказалась исправна, только изношенные колодки сильно гремят на неровностях дороги, но это мелочи, на ходовые качества не влияет. Купил 10 батареек имени «Энергичного зайца», себе салат и вернулся на ферму.

Строго по инструкции (в ней указана последовательность действий) вставил батарейки в датчики, потом подключил базовый блок, что-то в нём пискнуло и система заработала. Причём она может работать с датчиками как через кабель, так и по радиоканалу (до 100 метров). Что мне нравится в американцах – их вещи обычно работают, когда их включаешь первый раз. С нашей продукцией мне везёт меньше.

Прислали мне два базовых блока: один штатный, другой в качестве бесплатного приложения. На всякий случай подключил по радиоканалу этот второй блок и он тоже заработал. Теперь я весь в метеостанциях…

Настроил блоки на привычные единицы измерения влажности, температуры и скорости ветра, но давление из гектопаскалей в мм ртутного столба перевести не получилось – нет у американцев такой единицы. Они считают, видимо, что для любителей метрической системы гектопаскалей вполне достаточно. В принципе, пересчитать не сложно: нужно разделить количество гектопаскалей на 4 и частное умножить на 3, получатся мм ртутного столба.

Интересно наблюдать за показаниями станции: стало понятно, какой ветер с какой скоростью дует. Всю середину дня был штиль, а сейчас его скорость 5-6 м/сек. Ветряки крутятся. Слабенький такой ветерок по сравнению с тем, что дул непрерывно три последних дня. Если датчики подключены к блоку станции кабелем, то их опрос происходит каждые 5 секунд, а если по радиоканалу, то раз секунд в 15-20 (точно не замерял) для экономии энергии батареек. По кабелю наблюдать интереснее…

На дворе жара под 30 градусов и Алиска полезла было охлаждаться в вагончик, но я её прогнал: нечего нагревать внутри воздух, и без неё жарко.

 

29.05.2010

Утром, пока прохладно, полил все растения в приусадебном саду. Каждому выдал по 1 ведру воды. Поливал опять по схеме с двумя вёдрами и постоянно открытым краном. Истратил куб с небольшим воды, вылив 122 ведра на саженцы и 8 вёдер на рассаду.

Потом, по просьбе Димы, поехал в ГК проконсультировать одну начинающую бизнес супружескую пару. Поговорил с ними часа полтора и поехал за технической водой. Налил куб и на обратном пути на ферму заехал в магазин стройматериалов, где купил 17 досок 500х15х2,5. Устрою из них солнцезащитный щит, так как старый разобрал на строительство хлева (который сегодня дровяной сарай). У этого магазина новая услуга: доставка груза покупателю, чем я и воспользовался.

Погода стоит жаркая и безветренная, температура в тени в районе +30С и все предметы, попадающие под прямые лучи солнца, раскаляются (например, стены вагончика). Завтра утром построю щит вдоль западной стены и с южного торца повешу внешние занавески: станет прохладнее. Возможно, что завтра же установлю в окно и кондиционер.

Позвонила Ирина. Она купила почти все нужные для джипа запчасти и через месяц я устрою ему давно ожидаемый ремонт.

У Герды под левым глазом долго была непонятная болячка: то ли от удара, то ли какого-то инфекционного характера. Я её недели три мазал левомеколем. Шерсть с этой раны слезла, потом она стала гноиться, но сейчас, наконец, начала зарастать. Зато у кота теперь проблема: на днях у него с груди слезла шерсть. Вернее, вид такой, будто она содрана полосой и длинный клок этой шерсти (с частью кожи?) свисает у него между передних лап. Сегодня внимательно осмотрел это место, но ничего особенно страшного не нашёл: похоже, что он действительно где-то содрал себе всю шерсть с груди. Если его долго изучать, то кот начинает вырываться, так что я оставил его в покое.

Собаки в полуварённом состоянии от жары: плохо едят, много спят и мало бегают. Но бдят: при подозрительных шумах начинают лаять.

На завтра обещают грозу, а я хотел ещё и междурядья виноградника прокосить, пока ветра нет. Завтра видно будет.

 

30.05.2010

С самого утра занялся изготовлением солнцезащитной стенки. Дело знакомое и я за 3 часа управился. Прибил доски на расстоянии 3,5 см одна от другой, что снизило интенсивность потока солнечного облучения, падающего на юго-западную стену вагончика, примерно на 80%. Потом передохнул малость и попробовал повесить внешние занавески, но не получилось, поскольку вешать оказалось нечего: все они рваные. Нашёл только один более-менее целый кусок, который и повесил.

После этих дел настала очередь косить междурядья виноградника. Хотя ветра не было, но солнце палило нещадно: я обжёг пальцы о гвозди, когда забирал их с капота машины. Тем не менее, всё скосил, с перерывом на одно переодевание в сухую футболку. Без ветра хотя и жарко, но пыль в глаза не летит и косить вполне комфортно.

После работы передохнул минут 20 и поехал в ГК, поскольку хлеб, молоко и яблоки закончились. Там всё это купил и вернулся на ферму. Хотел купить тент, чтобы загородить им торец вагончика, но единственный тент уже продали. Предложили заказать, но цена в 1300 рэ мне не понравилась: похожие тенты есть по 500 рублей, но в Краснодаре.

Появились здоровенные слепни в дополнение к имеющимся здоровенным мухам. Снова оттачиваю мастерство владения мухобойкой. Сбитых слепней с удовольствием съедают кошки.

Ирина купила блок питания для метеостанции и больше не нужно будет траться на батарейки.

Уже почти пять по полудни, но обещанной грозы всё нет: по небу пробегают редкие хилые тучки и нигде ничего не гремит, даже в отдалении.

В ГК купил себе 1,5 литра холодного кваса и сейчас потягиваю его с полным удовольствием. Квас, считаю, одно из величайших славянских изобретений, сильно недооценённое в мире. Кока-Кола и рядом с ним не стояла.

Кондиционер устанавливать не буду: сегодняшний трудовой норматив выполнен. Завтра им займусь.

Противосолнечная стенка уже работает: к вечеру вагончик перестал нагреваться, а без стенки это было бы самое жаркое время. Если не найду недорогой тент, то сделаю ещё один щит из досок. Доски – это капиталовложение: не портятся (в отличие от тряпок) и их всегда можно использовать в случае острой необходимости.

 

31.05.2010

Сегодня с ночи не пришла Алиска. Грей на месте, а её нет. Осмотрел Грея: всё с ним нормально, ни укусов, ни ран нет. Бывало, что её не было максимум час, но так, как сегодня, ещё не было. К чужим она не подойдёт, а потеряться от Грея вряд ли могла, хотя всё может быть.

Утром установил кондиционер.

Съездил в ГК в надежде найти недорогой тент, но не нашёл. Заказал в рыболовном магазине тент размером 3х3 м (на торец вагончика), в среду к вечеру привезут. Надо бы и юго-восточную стену прикрыть от солнца, но там придётся сооружать что-то капитальное, поскольку южный ветер иногда так дует, то сдует и оторвёт всё, что можно оторвать и сдуть.

Заехал в две гостиницы, где Ирина хочет забронировать себе номер. В одну не смог попасть – никто на звонок не откликается, в другой открыли, показали номер. Всё в нём есть, нормальный номер.

Отрегулировал ориентацию датчика направления и скорости ветра: подложил под крепёжную скобу резинку от камеры и стало возможно регулировать угол наклона датчика усилием затяжки гаек на этой скобе.

Птиц на ферме стало больше, чем в прошлом году. Непонятно, почему. Активно едят гусениц с дуба и яблонь.

Посмотрел внимательно на розу, которую посадил весной у вагончика, и с удивлением увидел десятка полтора маленьких бутонов (вернее сказать – завязей). Когда я её покупал, продавец сказал, что зацветёт в этом году. Я не поверил, а зря, как выясняется.

На некоторых кустах винограда появились микрокисти ягод, до 3-х кистей на кусте. Примерно треть кустов дотянулась до первой проволоки шпалеры, так что осенью будет, что формировать.

Уже вечер, а Алиски всё нет. Грустно это.

 

Главная страница

 

Все месяцы истории

 

Форум

 

goldenhill.ru@gmail.com

 

 

HotLog