Октябрь 2011

 

Сентябрь здесь

           

01.10.11

            С утра поехал в ГК за водой на тракторе. Загрузил в прицеп две кубовые ёмкости с водой и попилил. По грейдеру на тракторе быстро ехать не получается: он начинает подпрыгивать. Приходится тащиться со скоростью 20-25 км/час. Час ехал в город, час заливал воду, 30 минут на заправку канистр бензином и бака соляркой, час на обратную дорогу. Кучу времени потерял.

            Позвонил мне, наконец, знакомый, который обещал дать телефон бульдозериста. Сообщил мне его номер, я  отзвонил и мы договорились встретиться сегодня в районе 18 часов. Посмотрим, что он скажет.

Приезжал бульдозерист, осмотрел место работ и мы договорились, что расчистку участка он начнёт в понедельник. Моя задача на эти дни – разобраться с конструкцией слива воды, если она превысит проектный уровень.

 

02.10.11

Ночью прошёл довольно сильный дождь, выпало 22 мм осадков. Сходил утром посмотреть, не начала ли дождевая вода стекать в будущий пруд. Не начала, вся впиталась в сухую почву.

Полил оставшиеся саженцы грецкого ореха и залил воду в лунки под выкопанными саженцами. Всего 200 поливомест, полив занял время.

Приезжал Алекс Логоша, попили с ним чаю, поговорили о разном. Он забрал сломавшуюся шестерёнку от мотобура, авось его спецы смогут изготовить такую же.

Приучаю Варда к цепи. Он уже с неё не рвётся, а ложится на землю и напряжённо ждёт, когда я его отстегну.

На завтра много дел: нужно съездить сопроводить бульдозер, потом пробурить замоченные сегодня 92 ямы и скататься посмотреть слив в пруду «Клёвого места». Не факт, что успею пробурить все ямы: они разбросаны по разным рядам и бурить их будет неудобно.

Письмо от Красохиной пришло: саженцы на подходе. Мой заказ у неё на 200 саженцев, так что срочно нужно засыпать ямы галькой и чернозёмом. Как раз весь косогор засадится.

 

03.10.11

К 8 утра поехал сопровождать бульдозер. Его привезли к ферме на КамАЗе с платформой. Нормально прошёл он по всем моим дорожкам, только в одном месте пришлось отгибать руками персиковое деревце. Обсудили с бульдозеристом примерные очертания пруда, потом он сел за рычаги и стал счищать с площадки «зелёнку», а я пошёл разбуривать замоченные со вчера ямки. Бурить, действительно, оказалось сложно и штук 20 ям пробурить не смог, так как не было возможности подъехать к ним на тракторе стороной с буром. Эти ямы позже выкопаю вручную.

Пока бурил, бульдозер счистил всю растительность с площадки и стало понятно, что и как делать. Проявился второй уступ, хорошо видный на гугловских космических снимках. В реале его не было видно, так он зарос кустарником и ажиной. Бульдозерист проработал без перерыва 8 часов, но полностью подготовить площадку под разметку за рабочий день не успел. Пару раз шёл дождь, но никакого влияния на работу не оказал. Завтра, когда выравнивание площадки будет закончено, её нужно разметить саженью и начать формировать тело дамбы. Посмотрим, как всё будет получаться. Уже зреет мысль сделать второй пруд на другом водосборе. Там начало оврага глубоко вклинивается в поле, где был посажен фундук. Вода на том поле тоже будет нужна, хотя и не на следующий год.

Завтра обещали привезти (но не факт, что привезут) землю с перепревшим навозом. Как привезут, начну искать помощников в посадке саженцев.

Со строителями забора я, похоже, попал на деньги. После того, как три дня назад отказал им во внеочередном транше, они пропали, а телефоны стали недоступны. И нет настроения за ними гоняться, поскольку дел полно и беспрерывно приходится то что-то копать, то соображать и проектировать. Ребят этих зовут Юра и Данила, представляются строителями и даже иногда что-то строят, но плохо. Немного разгребу дела и займусь ими. Далеко не убегут.

В ночи приехал озабоченный Егорыч: ему починили трактор и живущий у него бомж-тракторист погнал этот трактор к Егорычу домой. Сам Егорыч поехал на Ниве в ГК по каким-то своим делам. Вернувшись домой, он не обнаружил ни работника, ни трактора. Вскоре выяснилось (с помощью мобильника), что пьяный с зюзю «тракторист» заехал на тракторе неизвестно куда, где трактор заглох. Определить своё местонахождение водитель затрудняется, а найти его у Егорыча не получилось. Отложили поиски на завтра.

 

04.10.11

Утром приехали узбеки забрать свои спальные принадлежности. Спросил у них, заплатили ли им деньги за копание ям. Ответили, что ещё ни за одну работу денег от Юры и Данилы не получали, а сделали они, кроме моих ям, ещё много чего в других местах. Обменялся с ними телефонами и договорился, что через пару дней они готовы будут поработать у меня.

Опять же утром приехал продавец навесного оборудования, привёз новый карданный вал для почвенной фрезы, денег за него не взял. Переходник на 8 шлицов пришлось снимать с бура. Надо бы ещё один переходник купить в Москве, а то каждый раз переставлять его с одного трактора на другой неудобно.

Тут же навесил фрезу, подогнал по месту вал с переходником и распахал три междурядья грецкого ореха. Пахал в полтора прохода, каждый проход по 5 раз. Оставил полоску невспаханной земли у каждого ряда для того, чтобы не вязнуть в сырой глине при посадке ремонтных саженцев. Междурядья постепенно выравниваются, колеи в них исчезают. Единственная проблема – фреза всё же забивается скошенной ранее травой и её приходится очищать. Приноровился делать это с помощью лома.

Бульдозерист работает, как заведённый: приехал без чего-то 9 и роет без остановок. Котлован формируется на глазах. Первый пласт дамбы он уже сделал и укатал его трактором, сейчас насыпает второй пласт. Он сказал, что террасы здесь не от оползня, а рукотворные: велика разница между почвой в овраге и на бугре. На бугре прочная глина с большим количеством щебня, а ниже обычная земля, легко сдвигаемая бульдозером. Хотя, как мне кажется, земля в овраге наносная, а на бугре родная голимая глина из которой состоит холм.

Бульдозерист запросил гидроуровень, а мой давным-давно пришёл в негодность, да и паршивый он был. Поехал в ГК за уровнем и только его купил, как позвонил водитель грузовика, привёзший чернозём с навозом. Пришлось мне быстро ехать на ферму.

Чернозём разгрузили в двух местах: у ям с техническим виноградом 1/3 машины (плюс к имеющейся куче), а 2/3 рядом с косогором. Варден, увидев непонятную чёрную кучу, принялся на неё лаять и терпеливо лаял минут сорок, постепенно приближаясь к ней. Дошёл, обнюхал, выдернул из кучи грязный мешок и успокоился. Теперь этот мешок лежит на газоне перед вагончиком.

Расплатившись за чернозём, я снова поехал в ГК, но больше из-за ощущения незавершённого действия, чем по необходимости. Купил себе в кулинарии салат и картофельное пюре на обед.

Температура около +16С, облачно, но дождя нет. Ветер южный 6-8 м/сек.

Бульдозерист сегодня в ударе: работал почти до 20 часов, вечером при свете фар. Походил я по второму слою дамбы и впечатлился: мощное сооружение и в верхней части широкое, вполне две машины разъедутся. От этого уровня дамба будет поднята ещё, минимум, на метр. Пруд получается трапециевидной формы и в поперечном разрезе ступенчатый. Такую форму Хольцер рекомендует для рыбоводных прудов, но у нас получилось само собой. Уровень дна ещё не достигнут. Есть смысл копать глубже, поскольку дно пруда хорошо бы сделать ниже внешней (нижней) стороны дамбы, т.е. заглубить непосредственно в тело холма. Спросил, сколько времени ещё потребуется на работу. «Дня три», - был ответ. Щебёнчатый бугор на левой стороне пруда плохо поддаётся лопате бульдозера и бульдозерист разрыхляет его «зубом», «растущим» на левом краю лопаты. Бугор начинается непосредственно от дороги к улью и плавно спускается вниз. Завтра его предстоит срыть.

 

05.10.11

Ночью дул сильный ветер, раскачивал вагончик, скрипел солнцезащитным щитом. Выспался неплохо, хотя иной раз было жарко: не приноровился ещё точно печку регулировать.

Съездил в «Клёвое место», посмотрел устройство тамошних прудов. По сравнению с ними мой строящийся – лужа. Переливы там очень серьёзные и трубы рассчитаны на пропускание до 800000 кубометров воды в сутки (в период половодья). Есть и аварийные сбросы. Понял, что переливную трубу нужно ставить большого диаметра, цельную, длинную и насыпать на её выходе булыжники, чтобы разбивать поток выходящей воды. Коленчатую трубу ставить не буду – жирно это слишком для моего «бассейна».

Вернулся на ферму и мы с бульдозеристом облазили весь котлован, поставили вешки, отметили уровни, обговорили ещё раз форму поперечного разреза пруда. Я попросил его копать глубже, чтобы основное давление воды пришлось на тело холма, а дамба перекрывала бы выход воды только в верхней трети уровня.

Позвонили из Краснодара: на моё имя пришёл пакет с документами из Москвы и его должны были подвезти на перекрёсток Калужской трассы и М4. Встретился с гонцом и получил от него пакет, отправленный вчера во второй половине дня. Быстро работает DHL.

В преддверии поездки в Новочеркасск за саженцами наладил GPS на старом ноутбуке. У него не работает клавиатура, но навигацию он до последнего времени осуществлял исправно, хотя потом, всё же, начал глючить. Настроил его, проверил, GPS работает.

 

06.10.11

С вечера поставил старый ноутбук обновлять систему и он провозился до утра, прияв более 360 мегабайт. Это абсолютный рекорд для моих условий. Утром ещё 2 часа устанавливал то, что получил за ночь. Зато с форумом беда: произошёл в нём сбой и он мои сегодняшние посты отправил, вместе с темой, в самый хвост тем. А потом вообще понимать команды перестал. Написал письмо хостеру с просьбой сделать откат форума на вчерашнее число. Авось поможет.

Утром поехал к нотариусу и сдал документы в подготовку. Вернулся на ферму, полазили с бульдозеристом по котловану, придумали новую схему рытья уступов. В результате объём воды в нём должен увеличиться.

Съездил к нотариусу ещё раз и узнал, что нужна ещё и печать к тем документам, которые я ему отдал. А печать далеко. Проблема.

Проехался по строительным магазинам, посмотрел трубы для устройства переливного стока из будущего пруда. Более-менее подходящая труба имеет 320 мм в диаметре. По моему малокомпетентному мнению этого будет достаточно. А вот с длиной трубы непонятно: нужно вкопать её на уровне зеркала воды, а где оно будет следующей весной, не очень понятно. Нужно сделать его низко. А там дамба непонятной ширины, измерить её довольно сложно. Ну да время есть, придумаю, как её лучше измерить.

Заехал на тракторе на горку перед котлованом и сфотографировал его. По мере углубления котлована появляются всё новые идеи, которые, чую, обойдутся мне в кучу денег. На фото трактор нарезает террасы, постепенно углубляясь в грунт. Причём интересна тактика: террасы режутся последовательно сверху вниз. Когда очередная терраса готова, бульдозер спускается ниже и первым делом зауживает вдвое верхнюю террасу. Потом нарезает ту, на которой стоит и, закончив, так же зауживает её вдвое. Ровное дно котлована – это заготовка: после третьей террасы, нарезанной с левой стороны, дно будет углубляться ещё метра на два. Сейчас высота дамбы внутри котлована около 3,5 метров, с наружной стороны более пяти. Глубина пруда в центральной части будет около 5 метров. Вокруг пруда и по дамбе будет накатана дорожка, по которой сможет проезжать машина для подвоза щебня и грунта, дамбу после укладки переливной трубы засею травой и засажу фундуком, а, возможно, и плакучей ивой. Очень мне это дерево симпатично.

Форум заработал, ура! Есть польза от хостера.

 

07.10.11

Погода замечательная, но работать почему-то не хочется. Пригласил двух узбеков на подготовку ям под виноград. Нужно засыпать в них «начинку» из гравия, перегноя с чернозёмом и гидрогеля. Сено класть не буду, вместо него удвою количество чернозёма.

Позвонил заборостроителям. Первый вопрос: «Как вы узнали мой номер телефона?». Идиот. Объяснил Юре ситуацию и предложил 3 варианта на его выбор:

1. продолжение работ с 10 утра понедельника;

2. расторжение договора, возврат мне остатка денег и стройматериалов, выплата мною неустойки за расторжение договора;

3. неприятности.

Собеседник выбрал первое. Не знаю, насколько реален его выбор. Узнаю в понедельник.

Бульдозерист работает. Бульдозер с большим трудом срезает задубевшую глину и за отвалом остаётся отполированная до блеска полоса. Весит этот бульдозер 17 с лишним тонн.

Почистил сегодня земляную фрезу и обнаружил одну сломанную лопатку. Обидно, но лопатки – расходный материал, ломаются иногда.

День выдался такой, что всё пришлось делать бегом и, понятное дело, возникли сбои. Забыл взять в банке деньги на саженцы, за которыми нужно было ехать завтра. Позвонил Светлане Красохиной, объяснил ситуацию и она, вроде, даже обрадовалась. Сказала, что сама с делами зашивается. Передоговорились встретиться в середине недели.

Днём привёз двух узбеков себе в помощь для заполнения 420-и ям земляной смесью и подсобных работ. Теперь можно будет заняться бурением ям под фундук, а узбеков определить на разметку, копание и заливку водой предварительных ямок.

Бульдозерист замаялся: не берёт его бульдозер мою глину. Чем глубже копает, тем она крепче. Передний нож на отвале бульдозера затупился и его придётся заменить. Пруд обойдётся мне в солидную сумму. А ещё нужно переливную трубу покупать, машину с длинным кузовом и манипулятором заказывать, траншею в дамбе копать, приглашать «петушок» для зачистки углов пруда, которые бульдозер не может выровнять. Но доделывать надо, никуда не денешься.

 

08.10.11

Утром поехал в ГК по разным делам. Всё сделал, только воду не смог взять – ребята не отзывались на звонки. С ними такое бывает. Зато купил 420 метров рейки 30х18, из которой буду делать столбики возле новых саженцев винограда. Они нужны только на год, потом их заменит шпалера. Купил в бытовку двухконфорочную газовую плитку и баллон на 20 литров газа. Сам всё смонтировал, проверил на утечку, поставил плиту на 2 тротуарные плитки, прикрыл стены от нагрева листами ацеида. Кран на баллоне тоже проверил и велел не трогать. Вроде бы проблем возникнуть не должно.

Новые помощники приступили к работе: насыпают в ямы посадочную смесь. Я тем временем распилил рейки на метровые куски, которые нужно будет заострить. Распилил их просто: сложил 4-хметровые рейки (в пачках по 15 шт.) штабелем и распилил штабель в трёх местах электропилой. Всех дел – 5 минут. Заострять их придётся значительно дольше.

Котлован постепенно приобретает свой проектный размер, а он таков, что начинаю сомневаться: наполнится ли он когда-нибудь водой. Разговор в дурдоме: «А мы вчера весь день в бассейне плавали и даже с вышки ныряли! Доктор сказал, что если будем себя хорошо вести, то в бассейн воду нальют». Вспомнилось что-то.

Начинаю звонить продавцам саженцев фундука и грецкого ореха, но пока не могу дозвониться. Нужно узнать нынешние цены и договориться о покупке. Ямы под фундук ещё предстоит выкопать.

Нынешние работники хуже тех, которые забор делали. В итоге не уложились в дневную норму и, судя по размеру оставшейся кучи чернозёма, недокладывали его в ямы. Вставил им клизму и объяснил, что нужно сперва положить чернозём в ведро, а из ведра – в яму. Тогда ошибки не будет (уже говорил им об этом утром, но они пропустили мои слова мимо ушей). А они возили чернозём на тачке и кидали в ямы лопатами. Понятно, что внутренний лентяйский голос шептал им: «Кладите меньше, реже придётся к куче тачку возить». Простил на первый раз. В следующий раз выгоню.

 

09.10.11

Утром бульдозерист погнал меня за соляркой. Заодно взял у ребят воду и купил 110 метров крепкой верёвки для разметки фундучных рядов.

Привёз солярку, а у тракториста проблема: сломалась какая-то здоровенная железяка, ответственная за подъём отвала. Подъехал к его трактору на ЛуАЗе, внутри которого стояла сварка, и он быстро заварил поломанную хрень, изведя на неё 10 электродов.  Сварочный агрегат ему понравился: варит хорошо, обороты держит, компактный. Тоже захотел купить себе такой.

Работники с самого утра возят в тачках грунт, доделывают оставшиеся на косогоре ямы. Вернувшись из ГК, я ненароком наехал на одну из тачек и она вышла из строя. Паршивая была тачка, под грузом вся перекашивалась. Пришлось мне позже снова возвращаться в город за новой тачкой.

Только собрался в ГК, как позвонили заборостроители и предложили встретиться. Купив в ГК новую тачку, я встретился с ними возле администрации. Они потратили секунд 10 на то, чтобы попробовать меня «на зуб». После этого стали говорить открыто и без лапши на уши. Предложили свой вариант, который обойдётся на 10000 рублей дешевле и без риска. На том и договорились. Они дали мне координаты магазинов, в которых есть нужные мне материалы, и мы расстались, договорившись созвониться в понедельник.

С тачками сегодня проблемы: у старой тачки прокололось колесо в двух местах. Опять колючки, на этот раз ажины. Переставил камеру со сломанной тачки и работа продолжилась.

Выгнал из сарая райдер и прокосил все междурядья будущего виноградника на косогоре и в поле.

Бульдозерист сегодня собирается закончить работу и завтра будет приводить в порядок прилегающую к пруду территорию. Так что настала пора покупать и закапывать переливную трубу.

 

Анекдот вычитал (без персональных намёков):

- Дорогой, я села на диету, поэтому буду есть только лобстеры, трюфели и омары!

- Да чё ты мелочишься! Жри уже сразу деньги!

 

Закончить рытьё пруда сегодня не получилось: глиняно-щебёночный бугор на въезде оказал ожесточённое сопротивление. Надеюсь, что завтра его сровняют.

 

10.10.11

Вардену сегодня «стукнуло» 9 месяцев – настоящий собачий юноша. Взвешивать его я даже не пытаюсь.

Утром поехал в нотариальную контору, закончил начатое в четверг дело. Потом в банк: взял денежку для бульдозериста – сегодня с ним нужно расплатиться.

Завёз в магазин «Инструменты» новую бензопилу, которая позавчера отказалась заводиться. Оказалось, что свечка сбоила.

Купил еду себе и кошкам, потом заехал на металлобазу, купил у них все б/у буровые трубы на 48 мм и переливную трубу диаметром 320 мм, длиной 9 метров. Буровых труб хватило только на 101 столб, остальные 46 придётся докупать где-нибудь в другом месте. Сегодня их нарезали и завтра утром привезут.

Визит к Красохиной перенёсся на четверг по её просьбе.

Польза от узбеков происходит: заточили с помощью топора 500 кольев для винограда и грецкого ореха, заканчивают заполнение ям землёй. Как закончат с заполнением, начнут копать ямки под фундук. Беда с тачками: их колёса прокалывались иглами ажины уже 8 раз. Узбекам с утра пришлось впрягаться в арбу, оставшуюся от осла, и на ней возить чернозём к ямам. Но груженую арбу по полю везти тяжело, им не понравилось. Утром заклеил камеры в шиномонтаже.

В пятницу начнётся установка столбов забора. Это я уже напрямую с бригадой договорился.

Ну вот, рытьё пруда закончено, завтра его сфотографирую. Выкопать до глубины 5 метров не получилось, но и того, что сделано, вполне достаточно. Денег с меня взяли меньше, чем я сам насчитал. Теперь нужно вкопать переливную трубу и насыпать машины 3 ГПСа на дамбу сверху, плюс засеять склоны травой. Завтра пойдём с бульдозеристом смотреть место для второго пруда. Ещё твёрдо не решил с его копкой, но понять возможность его создания хочется.

Не могу дозвониться продавцу саженцев фундука: никто не отвечает. А ответ нужен, поскольку стоит вопрос: копать для него ямы или нет.

Заказал 3 машины ГПС.

 

11.10.11

ГПС не привезли, мотивировав тем, что у продавца песок очень мелкий и он будет плохо работать в качестве подсыпки на дамбу. На завтра и ближайшие дни обещают дождь и, если это случится, на дамбу грузовик с ГПС въехать не сможет. Так что я заказ отменил.

Утром подъехал бульдозерист на КамАЗе за бульдозером. Я подготовил ему сварку и он приварил к земляной фрезе отломавшееся крепление ножа. Через несколько минут подъехала машина с трубами: привезла 101 столб для забора и одну трубу для дамбы пруда. Труба здоровенная и тяжеленная. Сгрузили её за бытовкой. Завтра сволоку её трактором под горку, поближе к дамбе.

После разгрузки скатался в ГК, купил еду себе и собакам, ещё одну кирку (без черенка). А купил её потому, что созвонился, наконец, с продавцом фундучных саженцев. Он обещает подобрать мне самые качественные и взять за них самую низкую цену. Мягко стелет, поглядим, что окажется по факту. Заказал у него 500 саженцев сорта Черкесский-2. Продавец пообещал заранее подъехать на ферму и уточнить технологию их выращивания на месте. Завтра начинаем рыть под эти саженцы ямы.

Узбеки сделали всю работу и я отпустил их чуток пораньше, чтобы они набрались сил перед завтрашним стартом: копанием ям для фундука. За период засыпки ям достали проколы колес тачек. Только вчера в шиномонтаже заклеили 8 дырок, как к сегодняшнему утру их образовалось 5. Заклеили и эти, плюс подкупил пару камер в запас. Поискал в ГК колёса для тачек из монолитной резины и нашёл. Но. Есть два стандарта диаметра осей для этих колёс и у моих тачек диаметр большой. Во всех посещённых хозяйственных магазинах я нашёл только одно такое колесо, а тачки у меня двухколёсные. Нашёл множество колёс с маленьким диаметром оси, которые к моим тачкам не подходят. И всё осталось по-старому.

Второй пруд делать не буду. Сходили с бульдозеристом на это место и пришли к тому, что там слишком много деревьев и выкопать пруд без их вырубки невозможно. Вырубка исключена и пруд отменился.

Попросил бульдозериста расчистить западную строну периметра малого поля, что он и сделал. Куча поломанных сорных деревьев осталась на месте, но участок со сложным рельефом, где раньше с большим трудом проезжал на джипе, он выровнял образцово и я сперва даже не заметил, что там проехал.

Выложил несколько фотографий в раздел Фото, посвящённых строительству пруда. Выложил и круговую панораму, сделанную со дна пруда, но в ней пропорции искажаются и можно получить только общее представление о виде берегов.

 

12.10.11

Утром разметили поле под фундук и рабочие начали копать ямы, а я поехал в ГК за продуктами. Купил себе и им еду. Заказ они мне сделали любопытный: 20 яиц, пачку масла, килограмм картошки, килограмм лука и 10(!) буханок белого хлеба. Т.е. едят, в основном, один хлеб.

Заказал на старом рынке 4 литых колеса для тачек, обещали ко вторнику привезти.

Вернувшись, сел в новый трактор, доехал до лежащей на склоне переливной трубы для пруда и, привязав к нему трубу, потащил вниз. Перед этим ещё раз проверил спуск. Дотащил до ближайшего к дамбе места, спихнул трубу ниже, сколько смог, потом руками развернул её в нужную сторону. Объехал на тракторе ферму, спустился к пруду с другой стороны и выволок сквозь кусты на дамбу эту трубу. Положил её вдоль дамбы на бревно, чтобы потом легче было с ней управляться. Отметил место рытья траншеи для укладки трубы и вернулся к вагончику.

К середине дня узбеки смогли с помощью кирки, лопаты и лома выкопать только 15 средненьких ям. При такой скорости они будут рыть 500 ям две недели. Велел им работать по моей технологии: рыть небольшие ямки и заливать их водой. Придётся опять бурить трактором.

Всё небо в тучах, но обещанного дождя нет. Душно, хотя на термометре всего +23С. Ветер 3-5 м/сек юго-западный.

 

13.10.11

В 6:40 выехал в Новочеркасск за заказанными ранее 193-я саженцами винограда. 350 км туда проехал за 4 часа, забрал саженцы и через столько же времени приехал обратно. Съездил без приключений, даже гайцы ни разу не тормознули. Один раз, правда, могли, но своевременно сработал внутренний голос. Сел джипу на хвост какой-то массового выпуска седан. И не просто сел, а буквально бампером упёрся, хотя я ехал со скоростью около 100 км/час. Пропустить его было сложно, поскольку правый ряд оказался занят. Пришлось малёк выпендриться и нажать на педаль газа до пола. Через несколько секунд джип ускорился до 160 км/час и задний товарищ отстал метров на 200, хотя, судя по всему, очень старался не отстать. Продемонстрировав ему его хилость, я сбросил газ и продолжил путь со скоростью около 95 км/час в правом ряду. Через некоторое время обиженный промчался мимо меня на скорости под 150 км/час, но меня он уже не интересовал. А через километр впереди оказалась гайская засада с радаром и видеокамерой. Меня аж передёрнуло, когда я представил себе объяснения с ними за превышение разрешённой  скорости на 70 км/час. Но объясняться пришлось не мне…

На ферме всё спокойно. Рабочие выкопали около 140 ямок, собаки живы и здоровы. Но идёт дождь, а на завтра обещан тоже дождь, но сильный. Если прогноз подтвердится, то саженцы придётся прикопать до улучшения погоды.

Сходил к пруду: в нём появилась вода. Её мало и она мутная, но то ли ещё будет.

Расписал виноградные саженцы по сортам и по рядам. К имеющимся 8 рядам со 105 кустами винограда прибавятся ещё 19 рядов примерно с 400 саженцами. Ям выкопано и заполнено хорошей землёй 418 штук под виноград, 99 штук под грецкий орех и будет выкопано 500 ям под фундук. Отдельно выкопаю ямы под расширение личного сада, но пока не до них.

 

14.10.11

Дождь заладил и мешает работать. Утром отработал технологию посадки саженцев и, сняв рабочих с копания ям, начал процесс посадки винограда. Сажали втроём: один выкапывал (две лопаты) и складывал на краю ямы посадочную смесь, второй делал в яме уклон и размешивал подсыпаемый мною из мерки порошок гидрогеля. Потом я позиционировал саженец с намоченными жидким гидрогелем корнями в яме и держал его, пока двое засыпали. Доверить этот процесс работникам не решился, поскольку есть в нём множество нюансов, которые важно знать и использовать. Моя часть работы заключалась в том, что я обрезал корни саженцев, замачивал их в ведре с гидрогелем и устанавливал в яме на время засыпки. Я же контролировал (по заранее составленной шпаргалке) правильность посадки сортов по рядам. Успели посадить 4 полных ряда прежде, чем усилившийся дождь заставил нас прекратить работу.

Привитые на филлоксероустойчивые подвои саженцы, приобретённые у Светланы Красохиной для посадки на юго-восточном косогоре (все сорта, кроме Фиолетового раннего, столовые):

 

Сорт                                                  шт.            место

Алекса б. -25 р-с.                                                   5            22; 1-5

Аметист новочеркасский т.роз -19-22 о-р.      7            21; 1-7

Арочный роз. -23-26 р.                                        9            20; 1-9

Атаман тёмно-розовый -24 с-п                         13            18; 1-13

Баклановский б.-25 р.                                          6            19; 6-11

Восторг красный кр. -25 р.                                 16            17; 1-16

Илья  б.-25 о-р                                                       6            10; 1-6

Мускат летний ж.-23 р.                                       10            10; 7-16

Пион ч.-18 круп р-с                                              6            11; 1-6

Новый подарок Запорожью б.-24 р.                10            11; 7-16

Русбол улучш. (Эльф) б.-25 о-р. бесс.             12            9; 1-12

СК-28  ч.-22 о-р                                                     18            16; 1-18

Сфинкс ч.-23 о-р                                                   17            13; 1-17

Темерник б.-25 р-с                                               5            19; 1-5

Фиолетовый ранний ч.-27 на вино                   17            12; 1-17

Черная магия ч.-24 р.                                          18            15; 1-18

Юбилей Новочеркасска (Крайнова) б-23 р.  8            14; 1-8

Супер-Экстра б. -19-22 о-р.                                10            14; 9-18

Сокращения после названия сорта: цвет (чёрный, белый, розовый, жёлтый), предельная отрицательная температура выживания, срок созревания (особо ранний, ранний, ранне-средний, средний, средне-поздний, поздний), дополнительное описание (бессемянный, крупный). Место: № ряда, номера мест посадки от дорожки.

 

Закончилась еда у собак и мне пришлось смотаться за ней в ГК. Купил и несколько наименований продуктов, затребованных работниками. Купил одному из них резиновые сапоги, поскольку грустно смотреть, как он копает ямы, увязая кроссовками в раскисшей глине.

Дождь не прекращается и все работы пришлось остановить. Гидромет обещает дождливую погоду на всю предстоящую неделю. Надеюсь, что за это время пруд не переполнится и дамбу не прорвёт.

ТВ не работает. Вчера пропали основные каналы, а сегодня вообще ни один не виден. Посмотрел тарелку: качается слегка её опорный столб, но сигнал есть (64% и 76%), хоть что-то показывать должен. Но не показывает.

 

15.10.11

На сегодня была обещана передышка от дождя и она подтвердилась. Мы с самого утра плотно взялись за посадку винограда и к обеду её закончили. Все саженцы посажены с гидрогелем в смесь глины с чернозёмом и перепревшим навозом. На дно ям насыпан гравий. Саженцы посажены с наклоном в 45 градусов и над землёй поднимаются только привитые побеги с двумя-тремя почками.

После обеда отправил рабочих копать ямки под бур для фундука, а сам занялся обрезкой саженцев до 2-3 почек и вбиванием кольев возле выхода на поверхность каждого саженца. Колья нужны, в первую очередь, от собак. Во вторую – для опоры подрастающим саженцам на следующий год и для точного их позиционирования в ряду. Провозился с ними до 17 часов, но так и не успел вбить все колья. Завтра закончу.

Через неделю засыплю концы саженцев сперва песком, потом землёй (на зиму, для защиты от мышей) и сформирую края ям так, чтобы они улавливали стекающую по склону воду.

Кристаллики гидрогеля, упавшие вчера на землю, сегодня превратились в крупные «градины», разбросанные по краям ям. Даже узбекские товарищи впечатлились.

С самого утра на трассе воют сирены, ревут моторы – проходит автогонка. Из-за неё не смогли добраться до меня ребята из «заборной» бригады.

Телевизор вечером починил, всё показывает.

Утром сфотографировал «первую воду» на дне пруда. Лужа она и есть лужа. Большая, правда.

 

16.10.11

Дождь идёт и с ночи выпало 26,4 мм осадков. Это больше, чем вызвавший наводнение летний ливень. Но нынешний дождь растянут во времени и не так опасен. Тем не менее, работать под ним не хочется даже узбекам и они, замёрзнув в отсутствие работы, запросились в ГК, в тёплый дом. Я их туда отвёз, купил себе немного еды и на обратном пути у джипа снова отвалился глушитель. Не в том месте, где я его закрепил. Отвалилась сварка в месте входа патрубка в бочку глушителя. Каждый раз говорю себе: «Не гони быстрее сотни по гравийке!», - но нога на педали газа этой просьбы почему-то не слышит. Глушак провис до земли и меня не оставляет мысль снять его вообще. Мотоциклисты ведь ездят сплошь и рядом с прямотоками, почему джипу нельзя? Хотя восемь цилиндров будут звучать, вероятно, куда как громче мотоцикла.

Утром сходил к пруду: лужа подросла.

Топлю печку, т.к. за окном +8С при 94% влажности и умеренном северо-восточном ветре. Собаки мокрые, но бодрые.

Автогонки на сегодня, похоже, отменили.

На завтра заказал грузовик, который поедет за сеткой для забора.

Сегодня утром МТСный модем 3G показал скорость 4,1 Мбит/с. Для моего холма это небывалая скорость. Понятно, что в 8 утра воскресенья большого трафика нет, но всё же это для здешних условий очень быстро.

За сутки выпало уже 28,4 мм осадков, дождь продолжается.

Надо запрягаться в работу: бурить посадочные ямы для фундука. Предварительных ямок узбеки сделали штук 350, так что завтра можно будет попробовать начать их бурение без воды, вдруг земля размокла. Есть риск того, что при непрекращающихся дождях сильно размокнет верхний слой грунта на поле и Владимирец не сможет по нему ехать. Застревает он влёт на жидкой грязи. Короче, нужно бурить и смотреть, как будет получаться.

Настроение какое-то задумчивое. Погода, небось, влияет.

 

17.10.11

Дождь почти прекратился, только иногда начинает капать, но недолго.

С самого утра поехал на Т-25 бурить ямы под фундук. Через час приехал грузовик. Дал водителю деньги на сетку, схему проезда и он уехал в Краснодар, а я продолжил бурить. В середине дня сделал получасовой перерыв, отдохнул, попил чаю.

В районе 15 часов привезли сетку. Самосвал сгрузил её на землю и она не повредилась.

Продолжил бурение и к 17 часам пробурил все подготовленные рабочими ямки. Всего сделал 352 ямы, три ямы пробурить не получилось, так как трактор застревал около них в глубоких колеях. Личный рекорд по бурению ям перекрыт почти в 5 раз: прежний составлял 72 ямы за день. Квалификация моя растёт…

 

18.10.11

С утра занялся накопившимися хозяйственными делами: снял деку с райдера и загнал его в сарай, предварительно прибравшись внутри. Подлил масло в гидросистему Т-25, долил ему в бак солярку, заменил моторное масло в большом генераторе, поменял на запаску пробитое колесо ЛуАЗа. Слазил под джип в надежде починить отвалившийся глушитель, но толком сделать ничего не смог: слишком там тонкий металл для имеющейся у меня сварки. Прикрутил кое-как проволокой, но, как позже оказалось, это не помогло.

Нужно было съездить в ГК по делам и за едой для собак. Сел в джип, тихонько поехал. Дорога, размытая дождями, напоминала стиральную доску и вскоре глушак разъединился с трубой. Так и пришлось ехать на рычащей машине.

Заехал в магазин «Инструменты», посмотрел сварочный автомат для тонких работ. Посмотрел, но покупать пока не стал, так как его потребляемая мощность близка к мощности моего инвертора, а загубить его не хотелось бы. Заскочил и на Старый рынок, хотел забрать заказанные ранее литые колёса для тачек. Но приехал слишком поздно: магазинчик уже закрылся.

Алиска сегодня какая-то нервная: стоит Вардену отойти от вагончика метров на 50-70, как она начинает призывно лаять, скулить, рваться с цепи и успокаивается только тогда, когда он возвращается.

У Тузика опять, вроде бы, появились котята: что-то под паллетой мявкало, когда я убирался в сарае.

Погода днём была неплохая и только после обеда прошёл короткий, но довольно сильный дождь. На завтра обещана переменная облачность с небольшим дождём и я вызвал на работу рабочих. Нужно доделать два оставшихся ряда ям для фундука (142 штуки) и засыпать их все чернозёмом. Ну а потом закопать переливную трубу в дамбу пруда.

Обменяли сегодня евреи своего капрала (уровень сержанта) Шалита на 1027 осуждённых арабских террористов. Пять с лишним лет провёл этот парень в плену у ХАМАСа. Как-то сложно представить себе подобную сделку с нашим военнопленным. Израильский ЦАХАЛ (армия обороны Израиля) единственная армия в мире, где награждённых за спасение товарищей на поле боя больше, чем награждённых за сами боевые действия. Берегут они своих людей всеми силами и средствами и даже убитых в бою не оставляют, вытаскивают во что бы то ни стало. Если израильский солдат попал в плен, то он имеет право отвечать на вопросы пленивших его, поскольку считается, что жизнь его дороже любых секретов. Форменная одежда у всех военных одинаковая, из одинакового материала. Нет генеральского мундира или солдатского, все равны. Нет орденов, а медалей всего три разновидности. Чуть ли не половина армии – женщины: там на срочную службу призывают и мужчин и женщин. Своеобразная и очень эффективная армия.

Интересная сегодня вечером лекция была по 5 программе о роли пептидов в производстве белка в организме животных и человека. С их помощью научились восстанавливать теломеры и готовы довести активную фазу жизни людей до 90-95 лет. И много ещё всякого разного лектор рассказал. Интересно то, что они вычислили генетически заложенный в клетках резерв, составляющий 42 с десятыми долями процента от «номинала». При этом число 42 с удивительным постоянством появлялось у них во всех опытах с пептидами. Ключевые пептиды – короткие (до 4-х аминокислот). Ещё они вычислили предельную видовую продолжительность жизни человека, которая оказалась, по их расчётам, около 120 лет. Любопытно то, что когда я, будучи студентом, высчитывал этот же параметр на основе предельного числа делений специализированных клеток (50), то у меня получилось такое же число лет жизни человека.

 

19.10.11

Гидромет обманул: с самого утра пошёл довольно сильный дождь и шёл, с перерывами, до 13 часов. В светлых промежутках успел забить все оставшиеся колья на «косогорном» винограднике.

Лужа в пруду постепенно увеличивается. Уже с трудом помещается в одиночный кадр. Для представления размеров: синяя труба, лежащая на дамбе, имеет длину 9 метров. Сделал на пробу панораму лужи.

Земля мокрая и лезть в грязь под джип очень не хочется.

Позвонил продавцу магазинчика, где заказывал литые колёса для тачки: колёса привезли и они ждут, когда я их заберу. А забрать пока не получается, так как машина почти не на ходу.

Ну что за погода: только дождь закончится, выглянет солнце и выходишь что-либо сделать, как он снова начинается. Земля вся промокла, фрезой пахать междурядья по мокрой траве – только новые колеи делать. А ведь надо бы прокосить междурядья цеповой косилкой и срезать фрезой самые большие валы между колеями. Тогда по весне значительно проще будет ухаживать за новыми саженцами.

Замазал вчера силиконовым герметиком в крыше Т-25 мелкие дырочки, проеденные ржой. Днём проверил – протечек нет, так что штаны от мокрого сиденья больше намокать не будут.

Телевизионная тарелка неудачно установлена: собаки её нет-нет, да сдвинут или повредят. Сегодня сдвинули её с направления на спутник и выдрали провод из конвертора. Включил ТВ, а сигнал ёк. Пришлось разбираться.

Купил лицензию на полноценную версию Аваста. Что интересно, лицензионный ключ позволил установить антивирус на 2 компа, хотя подразумевалось, что он выдан на 1 комп. С другой стороны, лицензии продаются на 1 комп и на 3, а на 2 нет. Может, это такой тайный подарок фирмы?

Сходил посмотрел ямы, вырытые для саженцев грецкого ореха. В нескольких ямах стоит вода до самого верха. Понятно теперь, почему там саженцы не прижились. Придётся в тех местах сажать их «на горку».

День сегодня бестолковый, поработать толком так и не получилось, разве что с кольями на косогоре окончательно разобрался.

Варден продолжает расти и начинает охранять территорию: ходит вдоль забора и лает куда-то в глубину леса. Поскольку за шлагбаумом стоит легковушка, то, похоже, он чует её пассажиров, бродящих по лесу. Вид и голос у него весьма солидный, так что охотников перелезать через забор будет меньше.

Продолжаю собирать комплект железа для забора. Есть 101 столбик, 150 листов арматурной сетки, на днях привезут ещё штук 30 столбов из буровой трубы, так что останется найти только пару десятков столбиков и катанку. Юра и Данила пообещали сегодня привезти её, но их слова – пустой трёп, ничего они не привезут. Андрей начинает готовить им неприятности и я его в этом поддержу.

Узбеки сегодня не появились и это, наверно, правильно, поскольку большую часть дня шёл дождь. Но позвонить могли бы. Ну да у меня на них финансовый рычаг есть, никуда не денутся.

Поздно вечером позвонила Ирина, передала очень печальную весть: умер мой друг детства Пашка Грудцын. Было нас 6 друзей, осталось теперь двое. Пашка был самый весёлый, добрый, неугомонный. Знал бесконечное количество анекдотов и умел их рассказывать. Никогда не забывал наши дни рождения и всегда звонил, поздравлял. Бабник был по молодости редкий и вечно приключения у него случались на этой почве. Последний наш с ним разговор был этим летом. Всё его лечить суставы уговаривал, а он ответил: «А сколько мне осталось?». Т.е. и с такими суставами доживу. А я, грешным делом, на него за эти слова даже разозлился: не хочет человек мобилизоваться и выздороветь. А оно вот как повернулось, чувствовал он, видать, что старуха с косой за спиной стоит. Эх, Пашка, Пашка, мир будет значительно серее без тебя. Скучнее будет и злее. Земля тебе пухом.

 

20.10.11

Погода сегодня без дождя и я вызвал узбеков. Сказал, что если они сейчас не приедут, то найму других и отдам им часть зарплаты не приехавших. Приехали очень быстро и работают.

Кое-как прикрутил глушитель проволокой и смог съездить в ГК за прутком катанки. По дороге оплатил забранные ранее Сергеем обрезки буровых труб. Заехал в м-н Инструменты и купил у них самый хилый сварочный автомат, какой был. Он работает без газа, на проволоке с порошком (флюсом). Такую проволоку только сегодня завезли и я купил всю. Заехал в м-н стройматериалов и купил там кувалду на 6 кг и черенок для лопаты, потом забрал литые колёса для тачек на Старом рынке.

Рабочие докопали все предварительные ямки под фундук и я начал их разбуривать. Пробурил где-то сотню. Бурится трудно, потому что на этих рядах большие и глубокие колеи, которые мешают трактору установить бур над маленькой ямой. Осталось пробурить штук 30-35 ям, но тракторная навеска вот-вот развалится и я решил починить её, не дожидаясь того момента, когда оси начнут падать в траву.

Каддафи убили. Его можно по-разному оценивать, но сражался он достойно и погиб от пули в бою.

Бывают в жизни паршивые дни, когда всё не в радость и жизнь кажется пустой. Сегодня у меня такой день.

 

21.10.11

Утром добурил последние ямы для фундука. Всего сделано 920 ям для фундука и винограда. Дня за два работники заполнят оставшиеся ямы землёй и переключатся на другую работу: будут закапывать переливную трубу в дамбу.

Работающим на засыпке ям приходилось возить тачки по неровному полю за 120-140 метров. По этой причине предложил им нагрузить чернозёмом прицеп и поставить его на дальнем конце поля. Быстро накидали полный прицеп и, когда я его уже прицепил к джипу, выяснилось, что одно из колёс прицепа пробито. Второе колесо на той же стороне под весом груза сплющилось почти до обода. Пришлось поднимать сторону домкратом, снимать пробитое колесо и подкачивать оставшееся. Решил попробовать дотащить прицеп с одним колесом на стороне. Включил пониженную и очень медленно поехал. Как ни странно, дотащил: перегруженное колесо выдержало. Бросил в джип два дырявых колеса (от прицепа и от ЛуАЗа) и поехал в шиномонтаж. Перед этим позвонил водителю грузовика, заказал у него машину чернозёма с навозом и машину ГПС.

Позвонили «заборные» узбеки и попросились приехать. Я велел им созвониться с Сергеем, но тот оказался недоступен и я сказал им приезжать. После ремонта колёс вернулся на ферму, где уже был Сергей, привёзший 36 труб, часть из которых была сварена из 2-3 кусков. Сварка аккуратная. Немного позже подъехали два узбека, с которыми Сергей пошёл разговаривать. Сошлись на том, что узбеки сами всё могут сделать. На том и порешили.

Приехал грузовик с землёй, разгрузился и поехал за ГПС.

«Заборные» работники отремонтировали тачку (один из них оказался сварщиком), приделали черенок к лопате, выпрямили лист профнастила и приступили к работе по установке и бетонированию столбов.

Снова приехал грузовик, привёз ГПС с хорошим речным песком. Мы с ним запутались во взаиморасчётах и с трудом высчитали правильную сумму, которую я должен был ему заплатить. Бывают такие ситуации, когда голова отказывается решать простейшую задачу. В данном случае отказали сразу две головы: его и моя. В итоге выяснилось, что тётка, которой он платил за ГПС, недодала ему 2000 рублей. Мы рассчитались и водила поехал с ней разбираться.

Сегодня похоронили Пашку. Ирина ездила на отпевание и позже рассказала мне, что происходило и кого из знакомых она там встретила. Сказала, что Павел был совсем на себя непохож. Такое бывает: некоторых людей смерть меняет до неузнаваемости, а на некоторых почти совсем не отражается. К последним относился мой «сенсовый» учитель Троян, который в гробу выглядел так, будто он для прикола туда прилёг и через секунду встанет и, как всегда, улыбнётся.

К 17 часам съездил в Папортный, забрал Егорыча, который с двумя гостями приехал на день из Краснодара. Отвёз их к Егорычу домой.

Работа на ферме идёт вовсю.

 

22.10.11

Утром поехал в ГК со списком дел и покупок. Сегодня суббота и понаехала куча народу. Вроде как грибники, с вёдрами, но многие вообще никуда не иду, ставят вёдра в сторонке и начинают трапезничать. Вроде как только из дома приехали и уже проголодались.

Поперёк дороги почти на самом выезде и в самом узком месте стояла машинка Дэу Матиз. Объехать невозможно. Начал сигналить и сигналил долго, но никто не появился. Тогда достал трос, зацепил им Матиз за тягу поперечной устойчивости и собрался оттащить в соседнюю лужу. В тот же момент появился хозяин с претензией: как это я посмел его имущество трогать. 100% из-за кустов смотрел, что я буду делать в этой ситуации. Сказал я ему кое-что, он ответил, но до открытого конфликта не дошло – машину с дороги он убрал.

Съездил в ГК, купил всё по списку, нагрузил на крышу очередную партия реек (для фундука) и поехал домой. По дороге заехал на металлобазу, поинтересовался насчёт 48-х буровых труб. В конторе как раз оказался директор, который, похоже, меня знает. Во всяком случае, весьма вежливо и обходительно общается. Трубы эти все позабирали раньше (для меня, в основном), но он сказал, где ещё лежат несколько таких труб и велел отдать их мне, чем очень меня порадовал. Парень на выдаче сказал, чтобы я приехал через час: за это время он их подберёт, обрежет по размеру, а если длины не хватит, то подварит. Поехал на ферму, отвёз туда доски и покупки. Езжу теперь медленно, как столетний пенсионер. Опасаюсь, что снова отвалится глушитель. Попил чаю и настало время ехать обратно, за трубами. Поехал, получил трубы, рассчитался и уже собирался уезжать, как подошла отпускающая товар девушка и отдала мне 1000 рублей, которые, как выяснилось, она мне случайно недодала. Спасибо ей, не зажилила.

Отвёз трубы на ферму – теперь у меня их полный комплект, на всю длину забора. Не успел отпереть вагончик, как подошёл рабочий с тачкой: резина на колесе этой тачки была изжёвана до корда. Пришлось ехать в ГК в третий раз. Поскольку я уже знаю, где, в каком магазине какие колёса для тачек продаются, то прямиком поехал в нужный магазин, купил литое колесо и привёз его на ферму. Тачка снова в строю.

Дважды вывозил в поле полный прицеп земли с навозом и рабочие довольно быстро заполняют ею фундучные ямы. Один раз застрял: колёса прицепа попали в глубокую поперечную колею и рабочим пришлось малость помахать лопатами, чтобы джип смог его оттуда вытянуть.

Только что позвонил продавец саженцев грецкого ореха – подтвердил наличие нужного количества саженцев. Пообещал выкопать их в течение недели.

Столбы забора активно устанавливаются. Утром взял уровень и поверил их вертикальность: стоят идеально ровно.

Приезжали «водяные» ребята, привезли бутыль Николинской и что-то вкусное кондитерское к чаю. Только чайник закипел, как Андрею позвонили из дома – прорвалась труба и ребятам пришлось срочно уезжать. Обещали подъехать завтра.

Сварку эксплуатируем по полной программе: сварщик приваривал к столбам поперечины для лучшей фиксации их в бетоне. Все приварить не получилось – закончилась катанка. Завтра нужно будет снова ехать за ней в ГК.

Когда на днях прикручивал проволокой глушитель джипа, то в глаза сыпалась грязь и пыль с днища машины. Насыпалось порядочно и на следующий день в правом глазу не прошло ощущение засорённости. Посмотрел в зеркало, ничего там не увидел. На следующий день снова не проходило и глаз начал потихоньку воспаляться. Это мне не понравилось и сегодня купил в аптеке пузырёк альбуцида. Вечером с удивлением заметил, что глаз больше не пощипывает, хотя альбуцид я в него не закапывал. Если и завтра неприятных ощущений не будет, то посчитаю, что всё прошло.

Второй день в небе дымка, ветра нет и аккумуляторы почти не заряжаются. Вечером пришлось запускать генератор.

 

23.10.11

Утром поставил задачей рабочим в поле закончить сегодня работу по засыпке фундучных ям. Оттащил в поле очередной прицеп с землёй, а сам поехал в ГК за катанкой и за вещами из очередного списка.

Купил всё намеченное, в том числе 8 мешков цемента.

Работа на ферме кипит, сварщик приваривает к столбам поперечины, другой бетонирует столбы, третьи засыпают ямы. Завтра значительная часть работ будет закончена. Посмотрел на качество сварного шва этого сварщика и понял, что я варю значительно качественнее, хотя назвать меня сварщиком никак нельзя. Одно успокоение, что те поперечины, что он приваривает к столбам, расположатся глубоко в бетоне и осевой нагрузке подвергаться не будут.

Снова приехали водяные ребята и мы попили чаю в своё удовольствие. Обговорили и разные варианты воздействия на заборостроителей.

В междурядьях последних трёх рядов фундука очень глубокие колеи и их желательно хоть как-нибудь заровнять. По этой причине дал команду рабочим убрать граблями скошенную траву и ажину. Потом я эти междурядья прокошу цеповой косилкой и распашу фрезой, иначе там даже на джипе сейчас сложно проехать.

Ошибся я в подсчёте ям: их пробурено более 1000 штук. Забыл учесть 100 ям, подготовленных под грецкий орех.

 

24.10.11

С утра рабочие, закончившие вчера работу с ямами под фундук, принялись убирать с междурядий траву и плети ажины. Когда часть работы была сделана, я стал косить очищенные участки. Трактор с косилкой движется по буграм и колеям, как утлая лодка по волнам: раскачивается по всем направлениям. Прокосил три междурядья и у косилки сдох один из двух приводных ремней. Пришлось ехать в ГК за новым. По дороге заехал в шиномонтаж, заклеил вновь сдувшееся колесо прицепа. Отдал в магазин Инструменты колёса от автосварки. Хотел их установить, но в комплекте не оказалось осей, на которые они должны крепиться. Вчера заехал к продавцам, поинтересовался, не забыли ли они мне их дать. Оси не нашли и отдали мне колёса в сборе от другого похожего комплекта с условием, что имевшиеся у меня колёса без осей я верну в магазин. Что я и сделал. Новые колёса сегодня установил: стали, как родные.

Купил собакам куриные шеи, себе салат и какое-то бобовое варево, в магазине запчастей для грузовиков приобрёл 2 клиновидных ремня для косилки и вернулся на ферму. Рабочие уже заканчивали уборку травы и ажины. Шустро работают: вдвоём, с помощью одних грабель и одних вил убрали и вынесли за территорию участка траву и ажину с 58 соток.

Надел купленный ремень на шкив косилки и поехал докашивать, а рабочим дал задание заточить 400 кольев для фундука. Пока я косил, они все их заточили и до конца рабочего дня успели ещё засыпать песком верхушки 193 саженцев винограда на косогоре. Завтра присыпят песок землёй и саженцы будут готовы к зимовке.

Сходил к пруду, проверил состояние глины: она всё ещё прилипает к подошвам и копать траншею для водоотводной трубы будет сложно. Но деваться некуда, пора её копать.

Завтра попробую разровнять колеи от лесовозов на трёх крайних междурядьях фундука. Там их много и они глубокие. Не уверен, правда, что это получится, поскольку липкая глина в смеси с травой быстро забивает ножи фрезы. Травы осталось не так много, но слой дёрна толстый.

Похоже, что несколько столбов оказались лишними. Их число подсчитывалось на основе измерений сбежавших заборостроителей, а те, как оказалось, накинули около 30 лишних метров. Не очень понятно, как они ухитрились это сделать, но сделали, факт налицо. Ну да столбы эти не пропадут, поскольку у меня и сетка для них есть. Полежат до весны, а там пущу их в дело.

 

25.10.11

Под утро температура на дворе опустилась до +1,9С и внутри вагончика попрохладнело.

Отправил рабочих рыть траншею в дамбе и они этим занимаются почти весь день Грунт на глубине 60-70 см сухой и копается с большим трудом. Это его так бульдозер утрамбовал. Судя по профилю промокания глины, основная вода в неё поступает с поверхности дамбы и надо бы сделать эту поверхность выпуклой, чтобы вода не впитывалась, а скатывалась в стороны.

Бетонирование столбов забора сегодня должны закончить и им нужно будет с неделю постоять, пока бетон наберёт прочность.

Навесил на трактор фрезу и поехал распахивать колеи в междурядьях фундука. Пахал часа четыре, поскольку каждую полосу приходилось проходить по 4-5 раз. Старался минимизировать повреждение дернового слоя и пахал только там, где иного выхода не было. Тем не менее, пришлось профрезеровать процентов 80 площади междурядий. В итоге почти все колеи исчезли и я впервые реально понял, что смогу сам выровнять свои поля и привести их в порядок. Нужно только запастись ножами для фрезы: сегодня ещё один сломался.

Измерил длину второго забора и получилось 135 трёхметровых секций, т.е. его длина составляет 405 метров. Ещё метров на 40 материалы у меня есть.

Рабочие собираются укладывать переливную трубу руками. Уверяют, что вчетвером легко с этой задачей справятся. Вообще, удивляюсь на этих людей: работают весь светлый день и не отлынивают. Работают на холодном ветру в лёгкой одежде и на моё предупреждение, что так и заболеть можно, улыбаются и говорят «Нормально!».

Без проблем не бывает: 9-и метровая труба оказалась коротковата для намеченного уровня глубины. Дамба в том месте на 2 метра шире. Т.е. придётся покупать ещё кусок трубы метра 3-4 длиной и приваривать его к основной трубе. Дамба у основания, получается, метров 15-16 ширины. Завтра поеду разбираться с этим делом. Хотя можно, конечно, вкопать эту трубу в том месте, докуда её хватает. Тогда минимальный уровень пруда будет метра два или чуток больше. Завтра попробую непосредственно на дамбе промерить все эти варианты.

Бетонирование столбов закончено.

 

26.10.11

Утром отправил узбеков корчевать пни на поле, а сам занялся промерами траншеи под переливную трубу. Никакие варианты, кроме наращивания длины трубы, не подошли. Освободил прицеп от пней и веток, прицепил его к джипу и поехал на металлобазу. Купил у них 470 см 325х4,5мм трубы, разрезал её на два куска 70 и 400 см и договорился со сварщиком, что он подъедет на ферму в обеденный перерыв, приварит к имеющейся у меня трубе 4 метровое дополнение. Торцевал он трубу ацетиленовым резаком, а сваривал с помощью моей сварки. Всё получилось хорошо, хотя и не очень быстро.

Попил чаю и занялся с рабочими опусканием 13 метровой трубы в траншею. Сперва подтащил её джипом к траншее и развернул вдоль неё. Потом скатили трубу на столбики от забора, положенные поперёк траншеи. Просто спихнуть трубу на дно траншеи не решились из-за опасения за сварной шов. Подняли один конец лебёдкой, подвешенной на дереве, в это время другой конец трубы опустился в траншею. Подняли ещё выше, вынули столбики и опустили всю трубу на дно. Сразу стало видно, что дно неровное, в самой его середине горб. Разозлился я на себя, что предварительно не проверил работу, но злиться было поздно. Пришлось вытаскивать трубу обратно. Оставил орлов выравнивать дно, а сам пошёл допивать остывший чай.

Лучше бы я рядом с ними стоял: сорвался трос, державший трубу, и труба упала на них. По счастью, никто не пострадал. Работу на сегодня остановил. Завтра все вместе займёмся выравниванием дна траншеи и укладкой трубы.

 

27.10.11

Под утро температура на дворе опустилась до -3С и вода в пруду замёрзла. Варден пытался бегать по льду, но всё время проваливался, благо, что пруд пока очень мелкий.

Утром собрал все тросы, проверил затяжку скоб на петлях, добавил новые скобы. На это время отправил рабочих убирать с междурядий фундука выкорчеванные вчера пни. Нашёл в сарае старую лебёдку без ручки, смазал её, отрегулировал, забрал тросы и поехал на джипе к пруду. Там продумал всю операцию и позвал рабочих.

Процедура выглядела так: сделал треногу из 3-х столбов от забора, привесил на неё починенную лебёдку и установил это сооружение ближе к внутреннему концу трубы (со стороны пруда). С другой стороны, зацепив за дерево, закрепил вторую лебёдку и мы начали постепенно поднимать из траншеи упавшую туда вчера трубу. Подняли выше уровня земли, подсунули под неё с разных сторон два столбика от забора, опустили на них трубу. Первый этап закончился. Отдышались, приподняли внутренний конец трубы до уровня, когда её уклон во внешнюю сторону составил 3 см на метр, закрепили в таком положении трубу строго над осью траншеи. Сделали из реек две мерные палки одинаковой длины и с их помощью рабочие должны выровнять дно траншеи таким образом, чтобы расстояние от подвешенной трубы до дна траншеи было одинаковым по всей её длине. Когда указанное состояние будет достигнуто, дно траншеи выложат слоем размоченной глины толщиной около 15 см и на это основание мы опустим трубу. Потом таким же слоем трубу закроют сверху, утрамбуют глину и начнут засыпать траншею слоями сухой глины с обязательной утрамбовкой каждого слоя.

Собрал многочисленный мусор с придомовой территории и устроил костёр. В него же бросил убранные с поля пни.

Рабочие выровняли, наконец, дно траншеи и пошли обедать. Задачу на вторую половину дня я им объяснил. Траншея получилась 13 метров длиной и труба будет высовываться из дамбы на 50 см с каждой стороны.

Сделали подушку из мокрой глины по всей длине траншеи и опустили на неё трубу. Процедура прошла успешно. Сейчас рабочие закидывают мокрой глиной пространство между стенками траншеи и трубой, а так же закрывают ею верх трубы. Т.е. труба окажется полностью в «чехле» из мокрой глины. Большего они сделать сегодня не успевают. От пруда произошла первая польза: воду для смешивания с глиной брали из пруда. Уже почти неделю нет дождей, а вода из него совершенно не уходит.

 

28.10.11

Опять под утро было холодно: -3,3С. И снова пруд замёрз, но рабочих это не остановило – они начали засыпку траншеи, а я поехал в ГК. Затарился там бензином (2 канистры и полный бак), купил набор больших торцевых головок для работы с тракторами, 2 мешка корма для собак, плюс 3 кг шей.

Вернулся на ферму и пошёл проверять, как идёт засыпка траншеи. С немалым удивлением увидел, что рабочие засыпают её слоями: слой сухой глины, потом слой размоченной, потом опять слой сухой и т.д. Я дал им другое указание: после каждого насыпанного слоя толщиной 30 см утрамбовывать его и сыпать следующий сухой слой. Т.е. работы себе они добавили прилично, ведь для того, чтобы размочить глину, нужно натаскать воды из пруда, замесить глину и потом только бросать её в канаву. Сложно с ними общаться из-за плохого знания им русского языка: расскажешь всё, спросишь – Поняли? В ответ – Да, поняли. И кивают головами. А что и как они поняли, выясняется только после окончания работы. Закапывали они канаву аж до 13:30, потом пошли обедать. После обеда будут выравнивать откосы. Труба легла не совсем так, как хотелось: сместилась немного к внешней стороне дамбы. Тем не менее, с внутренней стороны из дамбы выходит вполне достаточной длины кусок трубы, чтобы к нему позже можно было приварить вертикальную часть.

Долил в систему охлаждения трактора антифриз и надо бы ещё заменить масло в движке.

Приезжали в гости «винодел» Володя с женой. Сто лет у меня на ферме не были. Показал им пруд и другие изменения, произошедшие за последнее время. Попили чаю, поговорили о всяких фермерских и прочих делах, прикинули планы на будущее. Заботы у нас с Володей, в большинстве своём, одинаковые. У меня несколько лучше финансовые возможности, у него больше практического опыта и умений в работе своими руками.

К 17:30 рабочие закончили установку переливной трубы в дамбу пруда. Сходил туда, посмотрел их работу: сделано хорошо и аккуратно. Теперь можно быть спокойным за пруд – смыть дамбу не должно. Впереди с прудом ещё много работы: купить и уложить под выходным концом трубы лотки для направления потока воды в русло весеннего ручья, сформировать водосборники воды с окружающих полей, засеять дамбу и прилегающие оголённые поверхности травой, подсыпать на дамбу ГПС или простой песок, обложить тротуарными плитками выходы трубы из дамбы и пр. Но, в целом, пруд готов к накоплению воды и к дальнейшему существованию. Ура.

 

29.10.11

Утром на дворе -3,8С, ветра нет, в небе дымка, сквозь которую иногда проглядывает солнце. Посмотрел прогноз погоды на ближайшие две недели: ожидается повышение температуры до +16С, так что, похоже, мои собственные надежды на потепление оправдаются и саженцы винограда и фундука во второй половине ноября я благополучно посажу.

Отправил рабочих засыпать землёй верхушки посаженных на косогоре саженцев винограда. Они уже засыпаны песком, но этого недостаточно. Как закончат эту работу, отправлю рабочих выдёргивать небольшие пеньки перед строящимся забором. Там их не больше десятка, так что дел с ними где-то на час.

Замерил расстояния от выхода сливной трубы из дамбы до её низа на внешней стороне, получилось 5,5 метров. Ещё 5 метров лотка нужно, чтобы отвести выливающуюся из трубы воду ко дну оврага. Т.е. всего длина лотка должна быть 10,5 - 11 метров. Попробую на днях подобрать подходящей длины и диаметра трубу, которую нужно будет разрезать вдоль и сделать из неё 2 лотка. Вход и выход переливной трубы из дамбы хочу обрамить листами ацеида с дыркой в середине, чтобы они надевались ею на трубу, лёжа на откосе дамбы. Это самый простой вариант уменьшить сползание грунта вокруг концов трубы.

Рабочие закончили корчевание пней и пеньков (которых оказалось довольно много) вдоль северного забора, пару небольших пропустили, но я не стал к ним цепляться, и без того нормально поработали. Отдал им заработанные деньги и сейчас они ждут такси. У них знакомый таксист, который возит их со скидкой, пусть с ним едут. Мне в субботний вечер в ГК делать нечего.

Рабочие уехали.

Раскидал и сжёг большую кучу веток, лежащую возле дороги третий год. Думал, что перегниёт, но, похоже, этого ещё года два ждать надо. А куча эта мешает устроить вокруг забора огорода круговой проезд. Это нужно для того, чтобы можно было быстро выкашивать там траву с помощью райдера. Устроил на технической площадке костёр из этих веток и его пламя красиво смотрится в ночи.

 

30.10.11

Утром -3,3С, влажность 94%, очень слабый северный ветер и сплошной туман вокруг. Поработал 2,5 часа на расчистке периметра огорода и в конце наткнулся на пень, который надо бы выкорчевать. Помахал над ним кайлом, но энтузиазм угас и пришлось отложить эту работу до прихода соответствующего настроения.

Ну вот, отогрелся, чаю с сушками попил и рабочее настроение снова появилось. Выкорчевал этот несчастный пень, малость разровнял полосу в месте, где он торчал, нарубил дров и отдыхаю. Воскресенье сегодня или как? Имею право.

 

31.10.11

Погода без перемен: холодно, сыро, туман.

Утром съездил в ГК за едой себе и собакам и за жидкостями для трактора. Купил 12 литров моторного масла API CH-4 10w40 и 18 литров антифриза. Его тоже нужно заменить. Пытался купить полностью синтетическое масло, но нашёл только полусинтетику. Купил и два черенка для кирки, но они снова оказались маловаты. Придётся, всё же, делать их самому. Договорился о том, чтобы купить и распилить вдоль асбоцементную трубу большого диаметра. Она на 0,5 метра короче, чем мне надо, но всё же может подойти. Половинки пойдут в качестве водосточных лотков под выход переливной трубы пруда. Из металла их делать не хочу по понятной причине.

Вернувшись, завёл трактор и распахал фрезой расчищенную полосу с левой стороны огорода, потом засеял её травой. Хорошо получилось. Приятно, когда на месте колючих кустов и ухабов с кочками появляется аккуратная ровная полоса, на которой ещё и газонная трава вырастет.

Заезжали водяные ребята, привезли бутыль Николинской.

Гидрометцентр который день обманывает с погодой: на сегодня обещал +10С, а по факту от 0 до +1С. Ну очень неприятная погода.

Катанка в Лесторге вдвое дороже, чем на металлобазе в Краснодаре. Грабёж. Я лучше машину найду до Краснодара и обратно, чем буду столько переплачивать.

Узбеки пообещали в четверг приехать достраивать забор. Нужно всё подготовить.

 

Главная страница

 

Все месяцы истории

 

Форум

 

goldenhill.ru@gmail.com

 

 

HotLog