01.10.2008

Запихнутый с вечера в печку здоровенный чурбан ночью погас и утром в вагончике было +13, что вполне нормально. Я полез доделывать стенки «башмака» и дело пошло весьма успешно. Подвешивать себя за ноги не пришлось, всё и так нормально получилось. Около половины десятого отвёз Илью в ГК, где он с вечера оставил 9-ку для регулировки клапанов. Купил заодно консервы собакам и вернулся на ферму. 

Со стенами провозился до 14 часов и закончил делать обе. Вторым этапом хотел покрасить укосы, поскольку погода стояла солнечная и тёплая, но выяснилось, что вместо одной из банок с серой краской я взял одну банку белой, которая и осталась. Пришлось опять ехать в ГК. Привёз краску и стал красить. Дело простое, но опять же связанное с беспрерывным лазанием вверх-вниз по лестнице. Так и лазил почти до 18 часов. Всё тщательно покрасил, в том числе и мачты под ветряки промазал краской по второму разу. В промежутке между достройкой стен и покраской укосов надставил печную трубу привезённой Ильёй секцией. Теперь высота трубы полностью соответствует рекомендации изготовителя печки. Что любопытно, пока я работал, погасший было чурбан в печи опять разгорелся и когда я вернулся в вагончик около 6 вечера, в нём было жарко, пришлось открывать двери. Неужели дополнительные 50 смтрубы дали такой эффект?

Вчера из-за туч пришлось запускать бензогенератор и МАП повёл себя странно: когда настала пора выключать генератор, то я пошёл и заглушил его, а в это время Илюхин комп ушёл в перезагрузку, как это бывает при временном пропадании электроэнергии. Самое удивительное, что не помог и источник бесперебойного питания (ИБП), через который включен этот комп. Если просто выдернуть вилку компа из розетки, то этот ИБП обеспечивает питание минуты 2-3, которых вполне достаточно для аккуратного отключения. Но в данном случае, при отключении генератора, комп вырубился. МАП иногда отрубает подачу энергии, например, при перегрузке или при предельном разряде аккумуляторов, но в таких случаях ИБП даёт возможность нормально выключить комп. В данном случае этого не произошло. Непонятно.

Намечается хорошая новость: нам пообещали найти человека с трактором и тяжёлыми дисковыми боронами, что бы обработать наш участок перед посадкой саженцев. Это был бы лучший вариант: вся растущая органика достанется почве и архитектура почвы не будет повреждена на глубине. Не пострадает и почвенная микрофлора, поскольку оборота пласта не будет. Ажина не размножится черенкованием, так как она обработана гербицидом.

02.10.2008

Печка с надставленной трубой стала вести себя иначе: при прежних регулировках заслонок горит сильнее и дрова прогорают, соответственно, быстрее. Вчера вечером было жарко, хотя я совсем закрыл заслонку мощности. Дрова к утру полностью выгорели, но только под самое утро, вагончик не успел остыть. Позавчерашний яблоневый кругляш горел значительно дольше суток.

С утра решил заняться подготовкой блока солнечных модулей к переноске на «башмак». Тщательно измерил стену «башмака» и раму модулей. Запас у стены по высоте всего 2 см. Перечитал свои записи от февраля 2006 года и подумал, что не стоит городить систему перемены угла установки блока модулей, а проще закрепить его стационарно под углом 35 градусов (от вертикали). Такой наклон на моей широте почти полностью позволяет выбирать энергию солнца в зимнее время, а летом, при избытке освещения, потери так же невелики. Кроме того, под таким углом установки град вряд ли сможет разбить стёкла модулей даже без их дополнительной защиты. Короче говоря, идея лентяйская и не вредная – принимается.

Левая сторона рамы модулей была когда-то погнута, да так и стояла, не мешая особенно процессу получения энергии. Переносить её на «башмак» в таком кривом виде мне не хотелось и я стал придумывать, как лучше её выпрямить, не снимая смонтированные модули. Придумал: закрепил гидравлический домкрат под кривой стороной, подвязал под него цепью пачку уголков для упора и выдавил кривую балку вверх. Получилось на удивление ровно.

Пока я возился с рамой, подошёл Илья и поинтересовался, пойдём ли мы спиливать сухой дуб на дрова. Я оставил раму, прицепил прицеп к трактору, взял свежеприобретённую мотопилу и мы поехали пилить.

Дуб при ближайшем рассмотрении оказался существенно больше, чем казался издали. Стоял он метрах в пяти от дороги и валить его нужно было в другую от неё сторону. Я залез на нижние ветки и спилил пару, что бы облегчить ты сторону дуба, которая выходила на дорогу. Ветки, надо сказать, сами были размером с дерево: диаметром сантиметров 30-35. Мы их распилили и погрузили в прицеп, закидав его почти полностью. Потом я стал пилить ствол. Проблема была в том, что длины штанги пилы с трудом хватало на половину диаметра ствола и я выпилил клин со стороны валки недостаточной глубины. Обычно это не мешает нормально спилить дерево, но в этот раз дуб дал осадку на обратную клину сторону и прижал штангу пилы. Пришлось отсоединять пилу, оставив цепь и штангу в пропиле, и ехать на ферму за клиньями. Заодно отвезли туда напиленные ветви. Вместо клиньев взяли 2 топора и вернулись к дубу. Это противоречит рекомендации изготовителя пилы, который в инструкции пишет, что клинья обязательно должны быть из алюминия или пластмассы. Ну да, как говорится, чем богаты. Вернулись и я стал забивать клинья, постепенно освобождая штангу пилы. Наконец она освободилась и я смог её вытащить Для того, что бы повалить дуб, нужно было пропилить ещё сантиметров 10 ствола и я тут же этим занялся. Вот тут и стал понятен смысл рекомендации изготовителя пилы: в расклиненной прорези пилу бросает в стороны и я чиркнул цепью по одному из забитых в ствол топоров. Понятно, что режущая кромка у цепных звеньев повредилась и пила стала пилить плохо. Дуб – это такое дерево, которое и острой пилой не очень пилится, а тупой и подавно. Кое-как допилил я оставшееся расстояние, завалил дерево (в нужную сторону) и понял, что пилить дальше – только пилу гробить. Мы собрали вещи, забрали несколько толстых ветвей и вернулись на фазенду, где нас ждал холодный арбуз. Классная вещь, особенно когда пить хочется. Поглядев на часы, я с удивлением увидел, что шёл уже второй час пополудни: утреннее время пролетело стремительно. Съели арбуз, передохнули и я поехал в ГК за цепью для пилы. Готовой цепи нужного размера ни у кого не оказалось, но в магазине «Инструменты» у озера мне склепали требуемое из намотанной на бобину цепи. Купил там же пару круглых надфилей для заточки пильных цепей, так что теперь сам смогу всё делать. С тем и вернулся домой.

Есть предварительная договорённость о скашивании травы на большем участке на площади 6 га и бороновании БДТ 3-х га (по скошенной траве), на которых планируется высадить этой осенью саженцы. 

Поговорили с Ильёй о политике. У него такое мнение, что все, кто ею занимается, имеют целью заработать деньги (и/или получить власть, которая те же деньги). Больше на эту тему разговаривать не будем.

Печку невозможно погасить: утреннее полено тлело весь день и от него загорелись дрова, которые я положил в топку на ночь. То, что они могут самостоятельно возгореться, я не предполагал. Сейчас полностью закрыл регулятор мощности и открыл регулятор газификатора: инструкция обещает, что печь должна через некоторое время погаснуть.

В вагончике и на улице какой-то странный запах (вроде как от горелой пластмассы, но не совсем такой) и голова тяжёлая уже половину дня.

Появилась пищевая моль. Я перетряс продукты в навесной полке, пару подозрительных пакетов выкинул.

 

03.10.2008

С утра решил посмотреть ЛуАЗ – с него был снят аккумулятор для зарядки. Поставил аккумулятор – не крутит стартёр, только щёлкает тяговое реле. Подтянул все электрические соединения до стартёра – стал иногда немного проворачивать. Вынес на улицу мощное пуско-зарядное устройство, подключил и стал заводить. С трудом завёл. Стартёр крутит плохо и как-то надрывно, у него явно что-то не в порядке. Снимать его никакого настроения не было и я занялся подготовкой блока солнечных модулей к подъёму на «башмак». Придумал крючкообразные подвески, сделав их из петель для ворот. Крепиться они будут за верхние болты переднего треугольника жёсткости (уже привинтил). Потом стал подвязывать к раме и между собой сами модули. Многие из них уже были привязаны, но не все. Закрепил за центральную балку рамы цепь, за которую планирую поднимать блок модулей на 2-й этаж. Съездил в ГК и купил два блока на подшипниках (с проточкой под канат), привёз и стал делать к ним боковины, за которые их можно было бы подвешивать. Купленные куски полосы оказались слишком толстыми и я, провозившись с ними около часа, оставил это дело до появления новых мыслей и сил. Никак не могу придумать, как лучше поднимать блок модулей: блок тяжёлый, ронять его не рекомендуется, а разбирать лень, тем более, что собрать его в подвешенном состоянии было бы трудно. Состояние сегодня какое-то варёное, с пяти утра видится Стас, башка не варит, настроения нет.

Грибников какое-то чудовищное количество: машины стоят и едут по всей Калужской дороге. Ехать сложно из-за поднимаемой ими пыли, а против солнца иногда вообще невозможно: я трижды вынужден был останавливаться, не в силах разглядеть дорогу впереди.

 

04.10.2008

Илья проснулся сегодня рано и вскоре стал собираться в ГК. Выяснилось, что сегодня гонки и дорога будет закрыта. Я попросил его помочь мне перенести блок солнечных модулей с подставок под фасад «башмака» и мы с некоторым напряжением сделали это. Потом он уехал, а я занялся подъёмом. Привязал между верхушками двух мачт десятитонную (по прочности на разрыв) автомобильную капроновую ленту, подвесил за середину цепную таль и на её крюк присоединил цепь, идущую от блока модулей. NewImageСтал неспешно поднимать и через час блок уже висел NewImageна подготовленных для него петлях (пришлось по ходу подъёма сделать две перестановки крюка, так как хода цепи тали не хватало на высоту подъёма), а ещё через 40 минут он был привинчен за верхнюю часть и выставлен под углом 35 градусов к вертикали.NewImage Как я ни ленился, но подвеска блока модулей сама получилась регулируемая и я при необходимости могу быстро изменить угол установки модулей относительно Солнца. Нужно будет усилить крепление нижних углов блока модулей на случай сильных осенних ветров. Пока подвязал их верёвками, сразу стало значительно лучше (устойчивее).NewImage

Гонки идут вовсю, пыль столбом, но, слава богу, южный ветерок уносит эти пылевые облака в противоположную от фермы сторону.

NewImage

Сегодня Alex отправил в мою сторону новый, более мощный МАП, так что дня через два нужно будет скататься за ним в Краснодар.

Смотрю на амперметр контроллера солнечных модулей и радуюсь: поток энергии от них после перемены угла наклона существенно возрос. Из любопытства измерил угол, под которым они стояли на столбиках, результату удивился. Я почему-то думал, что они выставлены на лето. Почти так оно и оказалось, с той разницей, что на широте фермы 22 июня угол должен быть 69,1 градусов (от вертикали), а был выставлен 75 градусов. Сегодня идеальный угол должен быть 41,24 градуса (т.е на столбиках мы не добирали в последнее время более 30 градусов), а выставлен на «башмаке» 35. Это сделано с тем расчётом, что с каждым днём солнце будет проходить всё ниже над горизонтом и к 22 декабря пройдёт в районе 22 градусов (точнее не помню), так что установка модулей под углом 35 градусов оптимальна, она позволяет снимать с модулей почти предел возможного в самое «тусклое» время года, что и требуется. Формула расчёта высоты Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, а так же при равноденствии такова: h = 90 — fi + delta Фи – это широта места, дельта равна 23,5. Летом дельту прибавляем, зимой вычитаем, осенью и весной не учитываем. Для перестановки угла освещённости солнечных модулей по сезонам используют значение дельта равным 15 единицам, что является как бы сезонным усреднением.

Гонщики достали: беспрерывно надрывно воют моторы, пыль клубами и никуда не выедешь. Кончились деньги на мобильнике, но не могу съездить заплатить. С Илюхиного компа яндекс-деньги почему-то в МТС не проходят.

05.10.2008

Утром собрался съездить в ГК за уголками для крепления солнечных модулей, но потом решил, что навес для дров сейчас быстрее нужен, так как в ближайшие дни обещали дождь. Занялся навесом: пробурил две ямы под асбоцементные столбы, разрезал 4-х метровый столб пополам, подсыпал в ямы гальку и установил их. Всё делал по строительному уровню. Потом выпилил поперечную балку из доски и закрепил её традиционным для меня способом в столбах. На этом материалы у меня закончились. Я ждал, что приедет трактор с косилкой, но тракторист позвонил и сказал, что сегодня приехать не сможет. Такой поворот позволил мне съездить в ГК за шифером, уголком и досками. Быстро всё купил, привёз и продолжил работу. Навес одной стороной стоит на столбах, а другой крепится к нетленному Илюшиному сооружению, которое он называет «сарай». Поскольку стены этого сооружения волнообразные, то пришлось повозиться, пока я смог прибить к ним опорный брус. Прибил и привинтил к нему саморезами 6 поперечных досок 25х150х1650. На них положил 3,5 листа шифера, привинтил и его. На этом работа закончилась. Времени на часах было 16-40. Получился навес высотой в средней части около 2-х метров, шириной 3 метра и глубиной чуть меньше полутора метров. То есть, кубов 5 дров туда войти должно, а этого при нашей экономичной печке вполне хватит до следующего лета. От косого дождя прикрою стороны навеса всяким деревянным хламом, который остался после окончания Ильёй строительства сарая.

Куда-то запропал наш кот Дарьял: третий день не приходит на ужин. С котами такое бывает, но что-то я за него волнуюсь.

 

06.10.2008

Утром рванул в банк за денежкой, которую мне прислали для оплаты саженцев. Стоял в очереди 3-м, но очередь шла медленно, дольше часа, и ещё без очереди влез наглый восточный человек, совравший, что никаких операций проводить не будет. После него так же без очереди собрался пройти ветеранский дед, который вообще ничего не стал говорить, а просто пошёл к операционистке. Я попросил его показать объявление, где написано, что я его должен пропускать без очереди в коммерческом банке. Такого объявления он не нашёл и я его очень вежливо послал. Не люблю я таких. Мой батя на войне с 17 лет, инвалидом стал, но без очереди никогда и нигде не лезет, даже, как мне кажется, ему такое в голову не приходит.

Получил, заехал в хозяйственный, купил пару тонких кисточек и вернулся на ферму. Решил закончить дела с дровами, так как на небе сгущались тучи. Илья укатил в ГК, а я на тракторе с прицепом поехал к спиленному дубу. Загнал прицеп задним бортом в кювет, что бы таскать чурбаки было ближе, и стал распиливать дерево. Провозился довольно долго, так как дерево толстое и пилы едва хватает на половину диаметра. Древесина дуба сгнила под корой на 1-1,5 сантиметра, но глубже она сухая и крепкая, гореть должна хорошо. Распилил весь ствол и стал грузить напиленное в прицеп. Дело это оказалось нелёгким, так как некоторые кругляки поднять не получалось и я их катил до прицепа, а там поднимал в кузов по подставкам, переваливая кругляк с одного края на другой, каждый раз на ступеньку выше. Получился как раз полный прицеп в один ряд. Поскольку дерево толстое, то некоторые кругляки были существенно выше бортов. Тихонько доехал до фазенды и разгрузил прицеп возле навеса. Времени было уже больше 15 часов и я решил съездить в ГК за едой и малость передохнуть в дороге. Съездил, купил на рынке вкусные крупные яблоки нового урожая, арбуз и хлеб. Потом вернулся домой и занялся укладкой чурбаков под навес. Те чурбаки, поднять которые на 2-3 ряд у меня не хватало сил, я раскалывал с помощью клиньев. Где-то в половине шестого всю работу с дровами сделал.NewImage И сразу начался дождь. На фото можно примерно определить диаметр дерева, поскольку опорные асбоцементные столбы навеса высотой около 1,5 метров, а дрова от них примерно в полуметре в глубине. Дров там два ряда. Ежели кому нужно скоротать время, то пиление деревьев, их погрузка и колка дров лучший способ сделать это. Время пролетает абсолютно незаметно. Другой вопрос, что приходится здорово напрягаться, но в чём-то это и к лучшему.

07.10.2008

Утром накормил живность, полазил по Интернету и занялся крепежом солнечных модулей. Вместо временных верёвочек предстояло поставить два уголка длиной по полтора метра, которые уже 2 дня валялись у меня в джипе. Вырезал болгаркой выборки с каждой стороны уголков, просверлил по три дырки и полез на «башмак». Там опустил в вертикальное положение модули, просверлил в углах по отверстию и нарезал в них резьбу М10, такие же резьбовые отверстия сделал на поперечной балке пола второго этажа. Всё примерил, потом снял и покрасил уголки и петли, на которых висят модули. Через час всё собрал окончательно, промазав резьбу клеем. Получилось симпатично и, главное, крепко.

Закончив с модулями, стал собираться в Краснодар за МАПом. Сел в джип и поехал. По дороге напало сонное состояние и я с трудом доехал, буквально засыпая за рулём. Непонятно с чего бы такая сонливость, выспался я нормально. 

Попалось сегодня странное яблоко (с китайской наклейкой): симпатичного вида, а на вкус как неизвестный химпрепарат. Обычно я китайские яблоки не покупаю, предпочитаю местные, но это как-то затесалось в пакет. Куснул я его пару раз и выбросил. Раньше мне такая дрянь не попадалась. Покупал на новом рынке, в овощном магазине, расположенном с его торца.

На обратном пути из Краснодара тормознул меня гаец и выяснилось, что ТО у меня неделю как закончился. Как-то я расслабился на эту тему, прозевал момент его окончания.

МАП получил. Большой такой и тяжёлый. Есть проблема: наконечники проводов для крепления на аккумуляторе стандартные (свинцовые), а у меня они из болтов на 8мм. Придётся что-то придумывать. Попробую модифицировать болты так, что бы они по диаметру напоминали клеммы автомобильного аккумулятора. Завтра этим займусь.

Приходил в гости Дима (приехал в ночи на велосипеде). Поговорили о делах, деньгах и ситуации в стране. Его заинтересовал Форекс. Рынок, конечно, интересный, но очень рисковый.

08.10.2008

С утра взялся устанавливать новый МАП. Вопрос с клеммами решился просто: я просверлил 3 монетки по 10 копеек и поставил их столбиком под штатный болт на аккумуляторе. Их диаметр как раз подошёл под клемму +. Под  подошли штатные шайбы из-под штатного же болта. Всех дел на 2 минуты.

К сожалению, я не смог заставить МАП заряжать аккумуляторы от бензогенератора, а это сегодня особенно актуально, так как вчера солнце было только первую половину дня, потом набежали тучи, а вечером мы смотрели ТВ и сидели за компами, т.е. съели приличный кусок энергии из запасов аккумуляторов. С утра шёл дождь (и сейчас идёт), так что к вечеру нужно будет включать генератор. Вот я и решил подготовиться, пока светло. Но получился облом, весьма меня огорчивший. Пришлось возвращать в работу старый МАП, который сейчас нормально работает и заряжает аккумуляторы на вечер. На всякий случай я заменил масло в генераторе, теперь там 100% синтетика Mobil-1.

Что любопытно: старый МАП сегодня работает просто замечательно: нужно было отсканировать и размножить несколько страниц на моём проблемном многофункциональном устройстве. Всё получилось без всяких проблем и сбоев (в части работы МФУ). Заряд иногда сбивался, но это работе не мешало, он сам восстанавливался.

Опять затопил печку: не люблю, когда влажно и прохладно: в вагончике +13 и за окном дождь идёт с редкими перерывами. Сейчас внутри стало тепло.

Пора чинить стартёр ЛуАЗа. Вчера вечером позвонил продавец и сказал, что новый тент для ЛуАЗа готов. Взял в сарае стартёр от второго мотора и перебрал его. Вынул изнутри огрызки проволок, кусочки металла, почистил «пятак». Проверить обгонную муфту без нагрузки затруднительно, но сам стартёр проверил: крутит, бендикс выскакивает. Как дождя не будет, то поставлю его на машину, проверю.

Илья приехал вчера вечером и привёз Грея: тот в одиночестве удрал на городскую свалку, где его Илья и отловил. Это плохо, что он туда бегает – запросто могут застрелить.

09.10.2008

Илья уехал рано утром так тихо, что я не услышал. Ночью на малом режиме топилась печка и спалось отлично. Проснувшись решил переставить стартер на ЛуАЗе, что и было сделано где-то за 1 час, без всяких напрягов. Новый (но совсем старый) стартер крутит замечательно и я завёл машину с первой попытки. Из любопытства разобрал снятый стартер и увидел, что две щётки из 4-х сточены под углом 45 градусов и коллектор подгорел. Разобрал и пусковое реле что бы почистить «пятак». Почистил, собрал и поехал в ГК за щётками. К моему удивлению, подошли от «десятки». Вернулся, собрал снятый стартер и положил его до лучших времён в запас.

Не оставляет меня мысль о том, что нужно бы купить новый бензогенератор, а то мой «Вепрь» наработал уже несколько тысяч часов и стал работать как-то ненадежно: то заглохнет на ходу, то отказывается заводиться, то МАП с ним работать не хочет (скорее всего из-за нестабильного напряжения). Облазил весь Интернет, но там сплошной разброд в ценах: за одну и ту же модель разные продавцы хотят очень разные деньги. Искал бензогенератор Praktika 5000, но по факту ни у кого его нет, только новая модификация под названием «Генштаб». Вышел на сайт главного дилера, но тот в розницу не продаёт. Спасибо, что выложил адреса магазинов, где можно купить этот генератор и рекомендуемую розничную цену. Позвонил я в магазины и в одном назвали цену 30000 рублей с доставкой, в другом – 23000, но без доставки (по Москве). За довоз до дома просят ещё 1000 рэ. Если учесть, что магазин на другом конце города, то это дёшево. Нашёл и классный генератор от Hitachi, но 41000 рублей я выложить за него не готов. Прелесть «Генштаба» в том, что фирма Alex`а делает для него устройства автоматического запуска по вполне демократическим ценам. А такое устройство – розовая мечта любого лентяя: не надо дёргать пусковой шнур на ветру и под дождём, менять обрывающиеся верёвочные тяги, контролировать процесс заряда аккумуляторов и т.п. Эта железка всё делает сама. Короче говоря, беру я этот бензогенератор (4 кВт мощности, пиковая нагрузка до 4,5 кВт) и устройство автоматического запуска. Гулять, так гулять… Ко вторнику должен созреть и экономичный комп.

 

10.10.2008

Рано утром скатался в ГК за проводом для МАПа, вернулся и обстоятельно занялся его подключением. Провозился 6 часов, но результата не достиг: отказывается МАП нормально работать с бензогенератором. Что-то там конструкторы перемудрили – отключается при любой нестабильности или просто так, по настроению.

В начале четвёртого вернул на место старый МАП и занялся другими делами. Позвонил дилеру Генштаба и договорился, что завтра они привезут генератор в Иркин офис. Ситуация с ценами такая, что продавцы импортной техники не успевают менять ценники на сайтах. Если что-то нужно купить, то стоит делать это быстрее.

Илья сегодня едет в Краснодар, привезёт оттуда новый тент для ЛуАЗа.

Герда, похоже, беременная. Нужно срочно что-то придумывать с местом для неё и щенков, а то опять всех подавит.