01.10.2014

Утром запустил капельное и поехал в ГК. Набрал 90 литров бензина, купил 12 кг шей и вернулся на ферму. Когда первый цикл полива закончился, переключил воду на второй участок и поехал в Краснодар за сальником для райдера. Склад перевозчика переехал в новое помещение, расположенное у чёрта на рогах. Ехал туда 2,5 часа из которых 2 часа в пробках полз. Получил сальник и поехал другим путём, по Ростовскому шоссе до трассы М4, а по ней прямиком до фермы. Хороший был план, но, как выяснилось, с изъяном: дорогу на плотине через реку Кубань снова ремонтируют. Пробка растянулась на 5 км, которые удалось проехать за 3,5 часа. Ехать так на УАЗе не самое приятное занятие. Остальной путь проехал нормально, только голова разболелась, чего с ней ну очень давно не случалось.

Бензин в генераторе, питающем насос капельной системы орошения, давно закончился и остатки воды из цистерны утекли в нижние ряды. Будем считать, что этим рядам повезло. И дождик небольшой прошёл.

Сижу в вагончике, привожу в порядок голову.

02.10.2014

С утра термометр показывал +4С, так что просыпаться не спешил. Когда малость потеплело, надел безрукавку с курткой, на голову меховой лётный шлем и сделал круг вдоль забора на скутере. Потом пересел на райдер и поехал докашивать ближний выступ большого поля. Косил до 15 часов и всю намеченную работу сделал.

Позвонил ещё раз новому продавцу саженцев фундука, спросил его о возрасте саженцев. Он сказал, что «в основном, трёхлетки». Хорошо бы, если так. Уверяет, что выращены из отводков и потом доращены. Если так, то они тех денег стоят, что он за них просит. Не хочу сажать их раньше срока, а он не готов придержать их для меня. Посмотрим, на чью сторону фортуна станет.

Всё больше склоняюсь к тому, что посадочных ям нужно вырыть много, с запасом. Лучше пусть некоторые пустыми останутся, чем спешно копать их при полученных саженцах (тьфу 3 раза!). Буду расширять площадь посадок на том участке, который сегодня закончил косить: там магистральная труба капельного орошения вплотную подведена, только надставить её потребуется на 12 метров. А раскидать от неё трубки с капельницами уже труда не составит. Максимальный заказ составляет на сегодня 700 саженцев, а сколько из этого количества удастся получить – большой вопрос.

Закачал в айфон бесплатное приложение FireChat, теперь осваиваю. Это средство общения на близком расстоянии в случае отключения мобильной связи и интернета. В Гонконге сейчас огромные демонстрации граждан, требующих от китайских властей прямых выборов руководителя этого региона. Власть против и митингующим отключили мобильную связь и закрыли доступ в интернет, чтобы они не организовывались с их помощью. Теперь вся толпа перешла на общение через FireChat и заткнуть его у властей не получается. Есть этот прибамбас и на Андроид. Не знаю в подробностях, как эта штука работает, но при включенном интернете общаться можно в сотнях чатов, а трафик не отслеживается (будто нет его). Нужно почитать подробности в интернете.

03.10.2014

Холодает, однако: ночью было +0,8С. Того и гляди в минус перейдёт, что для здешних краёв рановато. А бдеть надо: если до минуса температура воздуха упадёт, то краны в душевой и напорную станцию запросто может разморозить. Да и в двигателе водовозки вода.

С утра пошёл размечать новые ряды под фундук. Часа за 4 разметил ещё 2 ряда общей длиной 325 метров. После разметки малость передохнул и ещё с час махал кайлом, выравнивая в размеченных рядах междурядья. Земля там сплошь в колеях, так что ещё махать и махать.

04.10.2014

Гидромет не обманул, ночь сегодня была действительно теплее вчерашней: +2,8С. Днём солнечно, с некоторым количеством облаков.

Поехал на райдере к началу будущих рядов фундука и занялся разравниванием неровностей в междурядьях и корчеванием ажины. Оглянуться не успел, как прошло 4 часа, футболка стала сырой от пота и передыхать на ветру было холодно, а работать без остановки жарко. Пошёл в вагончик и устроил перерыв с переодеванием.

Долго отдыхать некогда, потому продолжил отдых, ремонтируя глушитель джипа. Чтобы его полностью починить нужна газовая сварка, которой у меня нет. Укрепил его, чтоб не болтался и труба за заднее колесо не цеплялась. Держится пока, а на неделе постараюсь найти сварщика с газом и ямой.

Снова отправился махать кайлом в размеченных рядах фундука и махал там 2 часа. Если каждый день часов по 6 работать, то недели за полторы можно основные неровности убрать, а «дополировывать» уже привозной землёй.

Здоровенные корни ажины иногда попадаются.

Ближе к вечеру вдруг вспомнил, что сегодня ночью, когда переросший размер стола щен в очередной раз запутался в его ножках и вскочил вместе со столом, я пообещал сделать специальные вставки между ножек, чтобы он там больше не застревал. Не помню точно, наяву пообещал или во сне, но исполнить обещание надо. Выпилил лобзиком из фанеры две полосы и привинтил их к нижним концам ножек таким образом, что голова щенка не может теперь попасть под поперечины, скрепляющие ножки на высоте 20 см от пола. Именно из-за этих поперечин возникали все проблемы. Надеюсь, что теперь он сможет спать спокойно, не опрокидывая время от времени стол.

05.10.2014

Утром поехал в ГК за очередной партией шей и по квартирным делам. Довольно быстро всё сделал и отправился к автослесарю Жене ремонтировать глушитель джипа, так как на проволочке он долго не продержится. Женя слазил под машину и сказал, что варить там нечего, нужно менять «бочку». Взять её негде, попробую подобрать от какой-нибудь отечественной машины.

Будучи в ГК, заехал на старый рынок, из любопытства посмотрел саженцы. И, понятное дело, купил пару, хотя зарекался этого не делать на местном рынке. Купил «плакучую шелковицу», уж очень она необычного вида. Плюс взял шелковицу «чёрную турецкую». Плакучая стоит в 3 раза дороже турецкой, хотя ягоды значительно меньше. О турецкой в интернете хорошие отзывы: ягоды у неё крупные, сочные и вкусные.

Вернулся на ферму и посадил купленные саженцы: Плакучую шелковицу за первой шпалерой винограда, на место засохшей яблони, а турецкую слева от огорода, строго посередине четырёх пеканов. Эти пеканы растут по углам квадрата со стороной в 10 метров, так что лет 15 шелковице там будет хорошо, света хватит. Сажал новым способом: «в грязь». Выкапывал яму, сыпал в неё 30 грамм гидрогеля, подсыпал лопату глины и выливал половину ведра воды. Всё это тщательно перемешивал лопатой до сметанообразного состояния, подсыпая при необходимости сухую глину. Когда смесь была перемешана, то ставил в полученную жижу саженец и засыпал его землёй до заданного уровня. Поливал сверху водой и засыпал опилками. Продавец меня предупредил, чтобы я не закладывал под саженец навоз, «а то засохнет». Пример с фундуком сорта Римский это подтверждает: там, где в посадочную яму был добавлен навоз, погиб 41% саженцев, а где навоза не было погибло 9,5%.

Узбеки завтра не приедут – не успели закончить работу на прежнем месте. Пару дней поработаю один.

06.10.2014

С утра поехал на водовозке за водой, думал быстренько сделать 3 рейса и заняться выравниванием междурядий фундука. Два рейса прошли без приключений, а в начале третьего снова лопнула трубка сцепления, гидравлическая жидкость вытекла и пришлось ехать на ферму. Поскольку ехать задним ходом по узкой дороге под гору, да ещё и без сцепления, не очень легко, то неприятности не заставили себя ждать: зацепил углом бампера за дерево и железка повредилась, отогнувшись вперёд. И заднее правое крыло малёк погнул. Кое-как доехал до двора фермы и занялся починкой сцепления. Развальцовывать лопнувшую трубку концом напильника не так сложно, но работа эта требует терпения и аккуратности. Из-за погнутого бампера терпение у меня было в дефиците и конус на конце трубки получился средней паршивости. Чтобы привинтить эту трубку пришлось снимать главный цилиндр сцепления. Когда всё собрал и проверил, то обнаружил небольшую течь. Переделывать настроения не было, решил съездить в третий рейс с таким сцеплением. Но сперва нужно было бампер выпрямить, а он у ЗиЛатолстый и прочный. Только если трактором его согнуть. Пошёл заводить трактор, а он не заводится: в баке ни капли солярки. Проверил все канистры – пустые. Пришлось ехать за соляркой на заправку в ГК. Съездил, привёз 30 литров, залил в бак, подкачиваю солярку ручным насосом. Вижу, что топливо течёт на землю из подающего шланга. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что шланг раскис, оказался не бензостойким. Посмотрел в закромах, нашёл отрезок правильного шланга, установил на трактор и завёл его.

Поставил водовозку на первую передачу, включил ручник, под заднее колесо подложил полено и принялся выпрямлять трактором погнутый бампер. К сожалению, бампер погнулся несколько винтообразно и полностью восстановить его форму не получилось, для этого потребуется крепкая труба метра 2-2,5 длиной, лучше всего подошла бы буровая труба. Но и сейчас он выпрямился достаточно для того, чтобы своей кривизной не бросаться в глаза гаишникам.

К окончанию ремонта времени уже натикало много, но оставлять несделанный рейс на завтра не хотелось. Сел в водовозку, снова поехал за водой. Рейс прошёл нормально, воду привёз и в вагончик вернулся в районе 17 часов. Хватит на сегодня.

07.10.2014

Утром скатался в ГК по квартирным делам, потом заехал на новый рынок и отдал в ремонт мобильник. Пообещали к завтрашнему утру починить.

Состояние какое-то мерзлявое и мутное, буду чай с мёдом пить в больших количествах.

08.10.2014

Вчера к вечеру пришёл в норму, чай помог.

Утром съездил в ГК, забрал отремонтированный мобильник. Работает и сделали за умеренные деньги.

Купил мешок сухого корма собакам и вернулся на ферму. Запустил капельное на полив молодого фундука, а сам взялся разравнивать междурядья. Рабочие снова не смогли приехать, так что махал кайлом один. Неплохо поработал и собрался передохнуть, как заметил, что из капельниц последнего ряда вода не капает. Съездил к цистерне, проверил давление и уровень воды: давление в норме, вода есть. Вернулся к последнему ряду, снял зажим с конца шланга и вода из него пошла сильной струёй, да ещё и мутная. Через пару секунд муть прошла и потекла чистая вода. Стало понятно, что фильтр чистит плохо и капельницы забились. Прошёл по рядам, промыл все шланги, потом сходил в ангар, взял пакет капельниц и принялся заменять забитые. Почти все капельницы в последнем ряде пришлось заменить. В других рядах было получше. Возился до 17 часов, пока бензин в генераторе не закончился. Снова наполнил его бак и запустил капельное ещё на 2 часа, в компенсацию последнему ряду за забитые капельницы. День получился плотно рабочий.

09.10.2014

Утром поехал на райдере заделывать алискины лазы. Закрыл мелкой сеткой 2 лаза (один довольно большой) и на этом сетка закончилась. Проехал до большого дуба, осматривая забор, потом посрезал секатором десятка два плетей ажины, пролезших сквозь него. Смотрю, Варден неспешно топает в мою сторону. Удивился, с чего бы это он пришёл, утром они с Алиской уже обходили периметр. Оказалось, что он скутериста сопровождает, который с другой стороны забора медленно едет по просёлку и, иногда останавливаясь, смотрит на территорию фермы. Бдит хвостатый, молодец.

Подъехал к новым междурядьям фундука и занялся их выравниванием. Несколько небольших пеньков нашёл в процессе работы, выкорчевал. К 13 часам футболка и водолазка окончательно промокли от пота и пришлось возвращаться в вагончик на отдых и переодевание.

Закончился газ в баллоне конвектора, нужно будет съездить, заправить.

Заехал минут на 20 агроном, специалист по фундуку. Поговорили о перспективах фермы и согласились с тем, что собственный питомник необходим. Договорились, что он окажет мне консультационную помощь. Основная проблема сегодня для меня в том, что нужен качественный сортовой фундук для закладки маточника, причём сорта нужны разные и с обязательной гарантией сортности. Показал он мне также, как сформировать подросшие кусты, чтобы развести каждый куст на две стороны V-образно. Обещал ещё раз подъехать в ноябре и своими руками сформировать один ряд.

Предварительно договорился об отправке мне фундука сорта Трапезунд из Крыма на следующей неделе. Агроном к этому сорту относится без восторга и видит его основной недостаток в малом выходе ядра (31-35%), но признаёт его высокую способность к опылению.

10.10.2014

Утром составил список дел и поехал с ним в ГК.  Хотел было первым делом залатать шину у УАЗа, но в шиномонтаже переобували здоровенный многоколёсный грузовик с платформой, стоять в очереди пришлось бы долго. Колесо травит медленно, так что в другой раз подъеду.

В городе первым делом заправил газом 2 баллона, набрал в канистры 60 литров бензина, потом купил 6 кг шей, яблоки, буханку чёрного хлеба, 20 листов мелкой сетки для ремонта забора, краны и тройники для расширения системы капельного орошения, взял у ребят 2 бутыля Николинской воды и договорился на Развилке с водителем о доставке на ферму перегноя и крупнозернистого песка.

Закончив дела в городе, поехал на ферму впереди грузовика с перегноем. Старенький ГАЗон был загружен им выше крыши кабины, резина от тяжести просела и возникало ощущение, что горку перед фермой грузовик не одолеет. Однако одолел. Трудности начались на поле, куда нужно было свалить груз. Машина упорно не хотела въезжать на подъём задним ходом и водителю пришлось сделать большой круг, чтобы подъехать к нужному месту передней стороной машины. Когда при разгрузке кузов самосвала поднялся вверх, то машина встала на дыбы, оторвав передние колёса от земли метра на полтора. Картина получилась впечатляющая. По мере того, как перегной высыпался из кузова, передок машины начал опускаться и вскоре плавно встал колёсами на землю. Вторым рейсом водитель привёз 2 кубометра крупнозернистого песка, который пойдёт на дно посадочных ям. Ямы эти, кстати, копать некому, рабочие опять подвели. Вернее, они доделывают какой-то объект, с которого их до окончания работ не отпускают. Обратился ко всем знакомым, которые имеют отношение к людям, готовым копать за деньги. Результата пока нет, но надеюсь, что вскоре будет.

Пока машина с перегноем ездила на ферму и обратно, ворота малость перекосило (из-за подвижек почвы) и они автоматически открылись. Заметил это только после отъезда грузовика. Щенок, понятное дело, давно удрал в лес. Не слишком надеясь на результат, громко крикнул в сторону леса: «Кавалер, ко мне!» и не прошло минуты, как он влетел на полном ходу в открытые ворота и подбежал ко мне. Молодец, малой, порадовал.

Продолжаю искать саженцы фундука через интернет, но толку мало. Приходится буквально по паре саженцев покупать за тройную цену. И ещё неизвестно, в каком состоянии они до меня доедут и доедут ли вообще.